Примеры о том зачем нужно знать плотность. Масса и плотность. Понятие насыпной плотности

Тема:

Лабораторная работа «Определение плотности твердого тела

Цель: научить определять плотность вещества

Класс находится на втором этапе развития УУД

Способ деятельности: наблюдение эксперимент

Деятельность ученика

На уроке (25 минут)

Самостоятельно проводят эксперимент, делают расчеты и пользуясь таблицей плотности определяют вещества. Обсуждают и делают выводы: Экспериментальным путем определили плотность металического цилиндра и выяснили, что он изготовлен из алюминия. Камень –кварц. Результаты измерений показали, что брусок выполнен из сосны.

Подтверждает гипотезу.

20 минут Дома

Выдается моток провода.

Деятельность учителя

Готовит заранее лист наблюдения в котором указывает цель: научить определять плотность вещества,

Проводит групповые и индивидуальные консультации

Брусок имеет форму параллелепипеда и не помещается в отливной стакан как можно найти объем?

Проводит Online консультацию, если кто-то не успел доделать

(10 минут) Наводящими вопросами вспоминаем материал лабораторной работы.

Помогает спланировать план работы.

Наблюдает за выполнением работы и помогает наводящими вопросами.

Какое дополнительное оборудование вам понадобится, в случае, когда камень не входит в мензурку?

(10 минут) С помощью наводящих вопросов проводит рефлексию

Плана урока в 7 классе

Лабораторная работа «Определение плотности твердого тела»

Актуализация знаний по теме (задача: представьте себе, что вы, гуляя, нашли красивый камешек и хотите узнать, что это за минерал, а спросить не у кого. Как вам надо поступить?)

Знания о плотности понадобятся вам в жизни. Потому что величина очень важна и для промышленности и для строительства и для сельского хозяйства.

Использование материалов с малой плотностью в строительстве и машиностроении выгодно в экологическом и экономическом плане. Например, раньше корпус самолетов и ракет делали из алюминия и стали, а теперь из более легкого титана. Это позволяет экономить горючее и перевозить больше груза. А экономия топлива способствует тому, что уменьшается количество выбросов вредных веществ в атмосферу. Плотность важна и для сельского хозяйства от плотности почвы тоже много зависит. Если плотность почвы большая, то она плохо пропускает тепло, зимой промерзает на большую глубину, при распашке разваливается на крупные глыбы, и растения плохо растут. Если плотность почвы низкая, то через такую почву вода быстро проходит, то есть влага в почве не удерживается. Сильный дождь разрушает верхний самый плодородный слой почвы – он его вымывает. Поэтому, чтобы получить хороший урожай агрономам надо знать плотность почвы. Значит, мы должны научиться определять экспериментальным путем плотность тела.

Цель:
научить определять плотность вещества,

Гипотеза : каждое вещество обладает своей плотностью, соответствующей справочным данным.

Используется:

Весы с разновесами, измерительный цилиндр (мензурка), твердые тела, плотность которых надо определить, нитка, отливной сосуд и стакан, таблица плотности стр.63 учебника таблица №3, линейка.

План работы:

  1. После того как дети познакомились с условиями задачи, учитель предлагает им ответить на вопрос.

Ответ: надо узнать плотность камня и по таблице плотностей определить название минерала.

Вопрос:

Запишите формулу, которая позволяет определить плотность тела.

Ответ:

Вопрос:

Какие физические величины необходимо измерить для того, чтобы определить плотность?

Ответ:

Массу и объем.

Вопрос:

Какие измерительные приборы необходимы для этого?

Ответ:

Весы и мензурка.

Вопрос:

В какой последовательности необходимо провести измерения?

Ответ:

Неважно

Вопрос:

Как оформить результат

Ответ:

В таблице.

Учитель:

Шапку таблицы составьте сами.

Вопрос:

В каких единицах измеряется плотность?

В каких единицах вы измерили плотность? Как перевести в Си ваши измерения?

Учитель:

Мы составили план выполнения работы по определению плотности вещества твердого тела. Оформите лабораторную работу в рабочих листах.

План:

  1. Определите вещество, из которого сделан металлический цилиндр. и спользуя формулу для расчета плотности, вычислите плотность твердого тела.
  2. Полученное на основе опыта значение плотности тела сравните с табличным значением плотности и запишите в таблицу название вещества, из которого изготовлено тело.

5. Определите название минерала данного вам камня. (Примечание: камень подбирается таким образом, чтобы он не помещался в мензурку)

Вопрос:

Какое дополнительное оборудование вам понадобится?

Ответ:

Отливной сосуд и стакан.

Выполните необходимые измерения, заполните таблицу.

6. Выполните необходимые измерения, определите плотность деревянного бруска. (Брусок имеет форму параллелепипеда и не помещается в отливной стакан).

Вопрос:

Какие затруднения вы испытываете? Подумайте, знания, по какому предмету могут вас выручить в данном случае.

Ответ:

Объем бруска можно определить с помощью математической формулы V=abc .

7. Измерения и расчеты занесите в таблицу, выполните перевод из г/см3 в кг/м3.

Рабочий лист ученика

Рабочий лист заполняется по ходу лабораторной работы .

Цель: научить определять плотность вещества,
с помощью учителя составить план решения поставленной задачи,
развить логическое мышление и умения применять полученные знания на практике.

Гипотеза
Плотность тела можно определить экспериментальным путем

Исследуемое тело или жидкость

Масса

m, г

Объем

V, см3

Плотность ρ

Вещество

г/см3

кг/м3

металлический цилиндр

камень

Брусок

Плотность минералов

8. Сформулируйте общий вывод по результатам трех экспериментальных опытов.

Вывод: Экспериментальным путем определили плотность металического цилиндра и выяснили, что он изготовлен из алюминия. Камень –кварц. Результаты измерений показали, что брусок выполнен из сосны.

Делает вывод о верности гипотезы.

8. Рефлексия .

  • вспомнить этапы деятельности на уроках,
  • назовите алгоритм применения методов наблюдение, эксперимент,
  • какие есть ограничения и/или особенности применения этих методов?
  • насколько точно вы смогли определить плотность тел?

9. Домашняя работа (выдается моток провода)
Определить массу мотка медного провода используя только линейку.


Тела, изготовленные из разных веществ, при одинаковых объемах имеют разные массы. Например, железо объемом 1 м 3 имеет массу 7800 кг, а свинец того же объема - 13000 кг.

Физическую величину, показывающую, чему равна масса вещества в единице объема (т. е., например, в одном кубическом метре или в одном кубическом сантиметре), называют плотностью вещества.

Чтобы выяснить, как найти плотность данного вещества, рассмотрим следующий пример. Известно, что льдина объемом 2 м 3 имеет массу 1800 кг. Тогда 1 м 3 льда будет иметь массу, в 2 раза меньшую. Разделив 1800 кг на 2 м 3 , получим 900 кг/м 3 . Это и есть плотность льда.

Итак, чтобы определить плотность вещества, надо массу тела разделить на его объем : Обозначим величины, входящие в это выражение, буквами:

m - масса тела, V - объем тела, ρ - плотность тела (ρ -греческая буква «ро»).

Тогда формулу для вычисления плотности можно записать в следующем виде: Единицей плотности в СИ является килограмм на кубический метр (1 кг/м 3). На практике плотность вещества выражают также в граммах на кубический сантиметр (г/см 3). Для установления связи между этими единицами учтем, что

1 г = 0,001 кг, 1 см 3 = 0,000001 м 3 .

Поэтому Плотность одного и того же вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии различна. Например, плотность воды равна 1000 кг/м 3 , льда - 900 кг/м 3 , а водяного пара (при 0 0 С и нормальном атмосферном давлении) – 0,59 кг/м 3 .

Таблица 3

Плотности некоторых твердых тел

Таблица 4

Плотности некоторых жидкостей

Таблица 5

Плотности некоторых газов


(Плотности тел, указанные в таблицах 3-5, вычислены при нормальном атмосферном давлении и при температуре для газов 0 0C, для жидкотей и твердых тел при 20 0 C.)

1. Что показывает плотность? 2. Что надо сделать, чтобы определить плотность вещества, зная массу тела и его объем? 3. Какие единицы плотности вы знаете? Как они соотносятся друг с другом? 4. Три кубика – из мрамора, льда и латуни – имеют одинаковый объем. Какой из них имеет наибольшую массу, какой – наименьшую? 5. Два кубика – из золота и серебра – имеют одинаковую массу. Какой из них имеет больший объем? 6. У какого из цилиндров, изображенных на рисунке 22, больше плотность? 7. Масса каждого из тел, изображенных на рисунке 23, равна 1 т. У какого из них меньше плотность?

Открытый урок по физике в 7 классе по теме

« Плотность вещества»

Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала.

Оборудование: интерактивная доска, весы, тела разной массы и объема, ноутбук, видеокамера, мензурка с водой, презентация, составленная с помощью программы PowerPoint .

Цель: Введение определения физической величины- плотность вещества, формулы, единицы измерения, способы измерения.

Учащиеся владеют:

Регулятивными УУД:

Преобразовывать практическую задачу в учебно- познавательную совместными усилиями.

Познавательными УУД:

Определять способы решения проблем с помощью учителя;

Формулировать новые знания совместными групповыми усилиями.

Коммуникативными УУД:

Участвовать в коллективном обсуждении.

Личностными УУД:

Проявляют ситуативный познавательный интерес к новой теме.

1. Повторение пройденного материала . При повторении необходимо. Чтобы учащиеся вспомнили материал, рассмотренный ранее, при введении понятия массы. Для этого можно ответить на вопросы.

Как определить массу тела?

Как определить объем тела?

Один или два ученика объясняют решение домашних задач.

2. Самостоятельная работа

1. Изменение скорости тела происходит…

А) После действия на него другого тела.

Б). Пока на него действует другое тело.

В). Без действия на него другого тела.

Г). До того, как подействует на него другое тело.

2. Основной единицей массы в Международной системе является …

А). Миллиграмм Б). Грамм В). Тонна Г) Килограмм Д). Центнер

3. Может ли тело само изменить свою скорость без действия других тел?

А). Иногда может Б). Может В) Не может

4. Сколько миллиграммов в одном грамме?

А). 0,001 мг Б). 0,01 мг В) 1000 мг Г) 10 мг Д). 0,1 мг Е) 100 мг.

3. Демонстрация опыта с телами разной массы .

4. Изучение нового материала

Вводится понятие плотности.

Физическая величина, которая показывает, чему равна масса вещества в единице объема, называется плотностью вещества.

Чтобы найти плотность вещества, необходимо определить массу и объем тела.

Плотность= Масса / объем.

Где m- масса тела

V- объем тела

ᵨ -плотность тела

В системе СИ плотность вещества измеряется: килограмм / м 3 = кг / м 3 .

Плотность твердых, жидких и газообразных веществ является табличной величиной.

Рассмотрим расчетные задачи:

    Найдите в учебнике таблицу плотностей. По этой таблице определите и запишите в тетрадь плотность воды, бензина, керосина, ртути, золота, железа, пара.

    Масса алюминиевого шара 400 г. Найдите объем этого алюминиевого шара.

    Чему равна масса чугунного листа длиной 2 м, шириной 40 см, толщиной 2 мм.

4.Закрепление пройденного материала.

Дайте определение плотности вещества?

Зачем нужно знать плотность вещества?

Как определить массу керосина, если объем керосина в цистерне 50 м 3 .

Выполняется тест на закрепление понятия плотности.

Проверяем правильность.

Как вы считаете, достигли ли мы цели урока?

Решить задачу: Вычислите массу кирпича, если длина 20 см, ширина 15 см, толщина 15 см.

Современному человеку приходится жить в постоянно меняющихся условиях и решать возникающие перед ним новые, часто нестандартные задачи. Способность самостоятельно учиться становится необходимым качеством, обеспечивающим профессиональную мобильность человека. Поэтому одной из важнейших задач образования становится формирование универсальных учебных действий , которые “можно определить как совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса” .

Учебно-исследовательская деятельность является одним из способов формирования универсальных учебных действий. Развитие исследовательских умений средствами учебного предмета “физика” происходит при изучении метода научного познания, а также при проведении фронтального эксперимента и физического практикума. При этом важно, чтобы характер заданий носил исследовательский характер и позволял бы учащимся не просто получить знания в готовом виде, а самим их добыть в процессе проведения эксперимента. Одновременно формируется умение планировать свою деятельность, действовать в незнакомой ситуации. Такие работы могут выполняться в качестве закрепления изучаемого материала. Но особый интерес представляют собой уроки, на которых происходит изучение явлений и физических понятий на основе учебного эксперимента.

Так традиционно понятие плотности вещества вводится через отношение массы тела к его объему, а затем только выполняется лабораторная работа по определению плотности вещества. При этом учащиеся действуют по готовой инструкции. Однако, само понятие плотности можно ввести через фронтальный эксперимент, создав проблемную ситуацию, исследуя зависимость массы тела от его объема (для тел, сделанных из одного вещества). При этом естественным образом обосновывается название изучаемой величины (плотности) и формула для расчета величины, а также формируется алгоритм её измерения.

Ниже приводится разработка урока физики в 7-м классе по теме “Плотность вещества”. На этом уроке впервые вводится понятие плотности.

Целеполагание.

Тема урока: “Плотность вещества”.

Тип урока: урок получения новых знаний, по структуре – комбинированный.

Главная дидактическая цель урока: изучить понятие “плотность”.

Обучающая (образовательная) цель:

1) сформировать у всех учащихся понятие о плотности вещества как о физической величине, являющейся характеристикой вещества; 2) научить рассчитывать плотность по известной массе и объему тела; 3) совместно с учащимися выработать алгоритм определения плотности на опыте.

Развивающая цель: способствовать развитию умения проводить учебное исследование и работать с информацией, представленной в различных знаковых системах: текстом, таблицей, графиком.

Воспитательная цель: воспитывать положительное отношение к процессу учения, формировать самооценку и самостоятельность.

Задачи урока (для учителя).

1. Организовать работу в группах и выполнение учебного эксперимента.

2. Поставить перед учащимися проблему и совместно с учениками сформулировать цель исследования.

3. Выстроив цепочку познавательных задач, подвести учащихся к выводу о том, что масса вещества прямо пропорциональна объему тела, состоящего из этого вещества; отношение массы к объему при этом не зависит ни от массы, ни от объема, а только от типа вещества и поэтому может являться величиной, характеризующей вещество.

4. Сформулировать определение плотности и обосновать формулу для вычисления плотности р = m /V.

5. Ввести единицы плотности и научить переводить их в систему единиц СИ.

6. Выяснить физический смысл плотности, научить пользоваться таблицами плотностей.

7. Совместно с учащимися сформулировать алгоритм определения плотности вещества опыте.

8. Подготовить учащихся к выполнению домашнего задания

9. Выявить и сопоставить результаты деятельности учителя и ученика на уроке.

Задачи урока (для ученика) формулируются совместно с учителем на разных этапах урока.

Выяснить:

1) почему тела одинаковой массы могут иметь разный объем, а тела одинакового объема могут иметь разную массу?

2) что такое плотность вещества, как ее можно измерить и вычислить?

3) что показывает плотность и в каких единицах измеряется?

4) для чего нужно знать плотность вещества?

Научиться измерять плотность на опыте.

При подготовке к уроку, выборе формы и методов проведения урока опиралась на следующие обстоятельства:

1) умение учащихся измерять массу с помощью рычажных весов и объем твердого тела с помощью мензурки; опыт их повседневной жизни;

2) необходимость развития исследовательских умений как одного из универсальных учебных действий, а также умения работать с информацией, представленной в различных знаковых системах: графиками, таблицами, текстом;

3) необходимость подготовки учащихся Государственной итоговой аттестации (в новой форме), в контрольно-измерительных материалах которой представлены задания на проверку с помощью натурного эксперимента умения не только выполнять прямые измерения и по ним вычислять требуемую величину, но и умение исследовать зависимость одной величины от другой, строить график или таблицу полученной зависимости, проверять заданное предположение. Таким образом, используемый метод можно определить по уровню познавательной деятельности как поисковый (эвристический), частично исследовательский, а по уровню предполагаемой активности – как интерактивный. На уроке будут использованы фронтальная и групповая формы работы.

Оборудование и материалы, используемые на уроке.

Учитель. Весы с разновесами, тела равного объема, разной массы, тела одинаковой массы, но разного объема. Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска. В электронной презентации показан только вспомогательный материал: задачи урока для учащихся, таблицы, заготовка для графика, ответы на вопросы диагностической работы, домашнее задание.

Ученик. Весы с разновесами, мензурка с водой, кусок пластилина на нити (у всех разный по объему), металлический цилиндр (у всех из разных материалов), бланк отчета

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Организационный Учитель приветствует учеников и разбивает их на гетерогенные по уровню знаний группы, проверяет готовность к уроку. Приветствуют учителя, занимают свои места.

Этап подготовки к активному усвоению нового материала, постановка проблемы урока.

Ведет беседу, демонстрирует опыты, формулирует проблему урока, тему урока, цели урока. Слушают учителя, отвечают на вопросы. Совместно с учителем формулируют задачи урока.

Учитель: Часто мы говорим: “Железо тяжелое, а дерево легкое”. Что мы при этом имеем в виду? У меня в руках два одинаковых по размеру цилиндра. Можете ли вы сказать, какой из них легче?

Ученик: Нельзя, надо подержать в руках или взвесить на весах. Учитель кладет на разные чашки весов цилиндры.

Учитель: Что мы наблюдаем? Какой вывод можно сделать?

Ученик: Весы вышли из равновесия, значит тела, имеющие одинаковый объем могут иметь разную массу.

Учитель: могут ли тела иметь одинаковую массу, но разный объем? Кто-то вспоминает, что килограммовая гиря и килограмм сахарного песка имеют разный объем. Учитель кладет на разные чашки весов стальной и пластилиновый шарики разного объема, но равной массы. Весы остаются в равновесии.

Учитель формулирует проблему:Почему тела могут иметь одинаковый объем, но разную массу? одинаковую массу, но разный объем? От чего тогда зависит масса тела?

Ученики: Это связано с тем, что тела изготовлены из разного вещества. Одно вещество может быть плотнее другого.

Учитель: Действительно, каждое вещество имеет свою характеристику, которая называется плотностью. Тема сегодняшнего нашего занятия “Плотность вещества” Запишите её. Как вы думаете, что мы сегодня можем узнать на уроке?

Ученики: Что такое плотность? Как ее можно вычислить или измерить? Как обозначается плотность? В каких единицах измеряется? Что показывает плотность?

Этап усвоения знаний.

Постановка познавательной задачи №1

Учитель: Вам хорошо известно, что масса воды в ведре больше массы воды в стакане. Маленький и большой кусок пластилина имеют разные массы. У каждого из васна парте тоже лежит кусочек пластилина. Давайте попробуем провести опыт и определим объем и массу куска пластилина, а затем сравним полученные результаты. Каждая группа записывает результаты измерений в таблицу №1 в столбик с номером своей группы. Не забывайте правила пользования рычажными весами работы со стеклянным оборудованием.
Работа в группе по выполнению познавательной задачи 1. Наблюдает за ходом работы, отвечает на вопросы, следит за правильностью выполнения опытов и соблюдением техники безопасности.

С помощью рычажных весов взвешивают пластилин.

С помощью мензурки определяют объем куска пластилина.

Обсуждение и формулировка вывода. Учитель полученные результаты записывает в таблицу (на доске) или вносит в таблицу на слайде презентации (см. слайд №5). Ученики сообщают о полученных результатах, а результаты других групп вносят в свою таблицу в бланке отчета.
Учитель: Можем ли мы по полученным данным сказать, от чего зависит масса куска пластилина?

Ученик: Да. Масса зависит от объема тела: Чем больше объем, тем больше масса тела.

Постановка и выполнение познавательной задачи 2.

Можно ли представить результаты измерений другим способом, более наглядным, чем таблица? Каким? При построении графика выберите удобный масштаб. Да, можно построить график зависимости массы тела от его объема. Строят график по точкам. Один человек работает у доски.
Какую линию представляет собой график? Как называется такая зависимость? Что это значит? (Слайд 6) Прямую, это график прямой пропорциональной зависимости. Это значит, что во сколько раз изменяется объем тела, во столько же раз изменяется масса тела.

Постановка и выполнение познавательной задачи 3.

Обсуждение и формулировка вывода

Вычислите отношение массы тела к его объему для всех тел. Изменяется ли значение этого отношения при изменении массы? Объема? Каждая группа докладывает о своих результатах, записи вносятся в таблицу на доске. (Cлайд №7) Вычисляют. Проанализировав данные, полученные всеми группами, делают вывод о том, что отношение массы к объему не зависит от массы тела и его объема .
Постановка и выполнение познавательной задачи 4 А если взять тело, состоящее из другого вещества? Останется ли отношение массы к объему неизменным? Проверьте это, определив данное отношение для других тел. Результаты запишите в “свою” колонку в таблице 2. Учащиеся, работая в группах, повторяют опыт, определяя массу, объем металлического цилиндра и отношение объема к массе. В каждой группе работают с цилиндрами равного объема, но сделанными из разных веществ.

Обсуждение результатов, полученных в группах.

Обоснование формулы расчета плотности.

Формулировка алгоритма экспериментального определения плотности.

Учащиеся докладывают результаты определения отношения m/V , учитель записывает их на доске или вносит в презентацию. Учащиеся записывают данные других групп в свою таблицу (слайд 8).

Учитель : Одинаково ли отношение массы к объему тела для разных веществ? Для одного вещества?

Ученик: Отношение массы к объему тела зависит от вида вещества и не зависит от массы тела и его объема.

Учитель: поэтому можно именно это отношение считать характеристикой вещества и называть плотностью вещества, которую обозначим буквой р . Итак, плотность – это физическая величина, равная отношению массы тела к его объему:

Какую еще информацию о физической величине “плотность” нам следовало бы получить?

Ученики: как вычислить плотность, в каких единицах измеряется плотность? Как ее измерить?

Учитель: попробуйте сами ответить на эти вопросы, обсудите их в групп Далее идет обсуждение в группах, затем каждая группа дает свой ответ и учитель подводит общий итог: 1) плотность вещества можно вычислить, разделив массу тела на его объем, 2) измеряется плотность в кг/м 3 , 3) для измерения плотности вещества, надо - измерить массу тела; - измерить объем тела; - рассчитать плотность по формуле (1).

Закрепление изученного материала. Учитель: определим физический смысл понятия “плотность вещества”, т.е. ответим на вопрос, что показывает плотность? Откройте таблицу плотностей, которая имеется в учебнике. Найдите плотность алюминия.

Ученик: 200 кг/м 3 .

Учитель: это значит, что 1 м 3 алюминия имеет массу 2700 кг .

Учитель: а какую массу имеет 1м 3 воды? Какова плотность льда?

Ученик: масса 1 м 3 воды равна 1000 кг , а плотность льда 900 кг/м 3 .

Учитель: Таким образом, плотность показывает, какова масса вещества, взятого в единице объема. Но всякий раз, чтобы измерить плотность, вовсе не следует брать объемы вещества, равные 1 м 3 . Плотность в системе единиц СИ измеряется в кг/м 3 , но ее можно измерять и в других единицах, например, в г/см 3 . Достаточно, знать, как производится перевод кг/м 3 в г/см 3 и наоборот. Познакомимся с правилами перевода единиц плотности: 1 кг = 1000 г , 1 м 3 = 1000000 см 3

Например, плотность льда равна 900 кг/м 3 , а меди 8,9 г/см 3 . Значит,

Подведение итога работы: ответы на вопросы, поставленные в начале урока. Учитель: Можем ли мы определить, у какого из тел равного объема будет больше масса?

Ученик: Да. Во втором опыте получилось, что у тел, с большей плотностью масса оказалась большей. Значит, масса тела зависит не только от объема тела, но и от плотности. Чем больше плотность вещества, тем больше масса тела, имеющего такой же объем.

Учитель: действительно, так как и ваш вывод подтверждается данной формулой. С другой стороны объем тела может быть определен по формуле и, зная плотность, мы можем вычислить какой объем, например, будет иметь тело известной массы. Подумайте, где это может пригодиться? Теперь выполним небольшой тест.

Выполнение небольшой диагностической работы (работа выполняется на отдельном листочке без выставления отметки).

Сможете ли вы выполнить?

1 вариант

У какого из трех брусков, сделанных из дуба, больше масса?

1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) одинакова у всех.

2. Плотность бетона равна 2200 кг/м 3 . Что это значит?

3. 7, 3 г/см 3 = ….. кг/м 3

2 вариант

У какого шарика меньше масса?

1) у алюминиевого, 2) у стального; 3) массы одинаковы; 4) данных для ответа не хватает.

2. Плотность керосина равна 8 г/см 3 . Что это значит?

3. 2500 кг/м 3 = ….. г/см 3

Самопроверка Учащиеся сверяют свои ответы с ответами, представленными в презентации (слайд 10). Учитель подсчитывает количество правильных ответов по каждому вопросу.
Этап подготовки к выполнению домашнего задания Домашнее задание: Используя текст §21 (учебник Степановой Г.Н. “Физика. 7 кл. ст.100-104), 1) в тетради на печатной основе выполнить задания №1, 3, 4 на стр.63-64. Воспользуйтесь правилом перевода единиц измерения плотности и образцом в тетради. 2) желающие дополнительно могут составить свою задачу и решить ее.
Оценка, самооценка, рефлексия. Учитель оценивает работу учащихся, отмечая тех, кто хорошо работал на уроке, высказывает свои пожелания. Отмечает для себя, что не получилось из запланированного сделать, что получилось удачно. Учащиеся отвечают на вопросы: Чему вы сегодня научились? Что вам было делать легко? Что трудно? Что хотелось бы узнать еще? Чему хотелось бы научиться?
“Что будем делать на следующем уроке?” Учитель: Итак, проведя исследование, мы установили: 1) плотность вещества – физическая величина, которая является характристикой вещества и определяет массу тела заданного объема, состоящего из данного вещества; 2) получили формулу для расчета плотности; 3) сформулировали алгоритм определения плотности вещества и научились измерять плотность твердого тела. На следующем уроке, используя этот алгоритм, будем измерять не только плотность твердых тел, но и жикостей и сыпучих тел. В дальнейшем мы научимся решать качественные и количественные задачи на определение массы, объема и плотности различных тел. Всем спасибо за работу . До свидания.

Использованная литература

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. 2. Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – СПб.: ООО “СТП Школа”, 2006.

Министерство образования Российской Федерации

ГБОУ «ВСОШ г. ТВЕРИ»

Физика 7класс

« Плотность вещества»

Урок разработан:

Учитель физики: Арефьев А.С.

Октябрь 2013

Используемые технологии : урок построен на проблемной технологии с частичным использованием групповой и информационной технологий.

Цель урока: введение новой характеристики вещества – плотности, рассмотрение её характеристик (определение, формула, единицы измерения, способы измерения).

Задачи:

Образовательные:

    Продолжить формирование знаний о природе, явлениях и законах в единой системе;

    Повторить: явление взаимодействия тел; понятие массы тела; инерция.

Воспитательные:

    Продолжить формировать научное мировоззрение, самостоятельность мышления;

    Развивать умение выражать свои мысли в слух.

Развивающие :

    Продолжить формировать умение анализировать увиденное;

    Развивать способности выдвигать гипотезы;

    Вырабатывать умение работать с табличным материалом;

    Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;

    Формировать умение решать качественные задачи.

Оборудование: мультимедийный проектор; компьютер; презентация, составленная с помощью программы PowerPoint ; тела разного объема, но равной массы; весы; разновесы; тела равного объема, но разной массы.

План урока:

    Организационный момент.

    Повторение пройденного материала.

    Изучение нового материала.

    Закрепление изученного материала

    Домашнее задание, подведение итогов.

Ход урока:

    Приветствие учащихся и отмечание отсутствующих в журнале. (2 мин)

    К доске вызываются трое учащихся для решения экспериментальных задач, результаты которых будут нужны при изучении нового материала.

Оборудование: весы, гири, тела различной массы.

Задание 1: Определите массы двух деревянных цилиндров разного размера с точностью до 1г.

Задание 2: Определите массы деревянного и алюминиевого бруска одинакового объема с точностью до 1 г.

Задание 3: Определите массы двух тел из различных веществ (тела равной массы) с точностью до 1 г.

Результаты записываются на доске.

Одновременно класс отвечает на вопросы теста с целью повторения пройденного материала и проверки знаний. (5 мин)(Приложение 1) Затем учащиеся меняются с соседом по парте работами и проверяют работу (пишут на листочке другим цветом работу проверил… и ставят оценку). Разбаловка показана на экране.(3 мин). Если группа учащихся еще не закончила измерение масс, то тест можно проверить уже вместе с учащимися.

    Изучение нового материала начинается с постановки проблемы. (26 мин.)

Какими способами можно экспериментально определить массу тела? Можно ли рассчитать массу тела теоретически?

Предлагается задача: как определить массу кирпича лежащего на столе с помощью линейки? (ребята дать ответ, возможно, не смогут, тогда подводится итог, что мы сегодня на уроке это обязательно сделаем).

Теперь мы можем посмотреть на работу экспертной группы: m 1 m 2

    Как узнать, у какого из двух деревянных цилиндров масса больше?

m 1 < m 2

    Сравнить массы 2-х брусков одинакового объема (деревянный и алюминиевый)

1 2 V 1 = V 2 m 2 > m 1

    Сравнить массы 2-х тел разного объема и разного вещества.

V 2 >V 1 ; m 1 = m 2

m 1 m 2

Тела одинаковой массы стальное тело и кусок хлеба массой 125г. (Можно внести информацию о битве под Москвой, о том что с 20.11. по 25.12.1941г. на неработающего человека давали 125г хлеба,а на работающего - 250г.; слайд №5)

Анализируя задания выполненные экспертами, ребята делают вывод.

Масса тела зависит от объема тела и вещества.

Как же зависит от вещества масса и объем тела? Чтобы дать ответ на этот вопрос введем новое для нас понятие – плотность.

Дается обозначение плотности и выстраивается математическая зависимость плотности, объема и массы. m - масса V - объем, ρ - плотность


Единица измерения плотности в СИ: 1 кг/ м 3 , 1 г/см 3.

Давайте переведем единицы из г/см 3 в кг/м 3 .

1 г/см 3 = 0,001кг/ 0,000001м 3 = 10 -3 кг/10 -6 м 3 = 10 3 кг/м 3

Плотности многих веществ известны. Открываем стр. 50 учебника. Рассмотрим таблицы плотностей для трех состояний вещества, выясним, что же значат эти цифры в таблице?

Начнем с золота: плотность золота показывает, что золото объемом 1м 3 имеет массу 19300 кг.

Несколько значений на выбор комментируют учащие

Как плотность связана с внутренним строением вещества?

Давайте вспомним 3 положения МКТ. (ребята называю 3 положения)

Самый удобный способ разобраться с понятием плотности это рассмотреть три состояния вещества.

m =Vρ

а= V =abc

b = m =ρ·abc

ρ =1800 кг/м 3 Ответ: m =

    Закрепление изученного материала. (7 мин.)

Ребята отвечают на вопросы для закрепления пройденного материала:

    С какой новой характеристикой вещества вы познакомились?

    Как можно определить плотность вещества?

    Зависит ли плотность от массы и объема тела?

    Зачем нужно знать плотность вещества?

    Когда удобнее определять массу не экспериментально, а расчетом?

Если останется время можно решить несколько качественных задач. Например:

    Какая из трех ложек одинаковой массы – стальная, алюминиевая или серебряная – имеют больший объем?

    Уменьшается или увеличивается плотность твердых тел при нагревании?

    Одинаковую ли массу имеют ведро с питьевой водой и такое же ведро с морской водой?

5. Ребятам, хорошо отвечающим на уроке, объявляются оценки, на экране высвечивается домашнее задание.(2 мин)