Диджериду от мастеров урала - диджериду от мастеров урала. Как сделать диджериду из пластиковой трубы своими силами Диджериду своими руками из дерева чертежи

Из пластиковых труб можно изготовить диджериду, духовой музыкальный инструмент коренных жителей австралийского материка.
Фантазия народных умельцев не знает границ. В основном различные идеи переделок реализуются с целью экономии материальных средств. Например, как в случае с изготовлением настоящей теплицы или диджериду из пластиковой трубы. Напомним, диджериду – это духовой австралийский музыкальный инструмент. В оригинальном варианте он изготавливается из полого ствола дерева. Как несложно догадаться, цена такого самобытного музыкального инструмента делает его недоступным для большинства людей.

Изготовление диджериду из пластиковой трубы не потребует значительных материальных или временных затрат. Его можно сделать разборным, в отличие от оригинального, значит, пластиковый диджериду является более компактным, мобильным. Пластиковый инструмент можно взять с собой на отдых, так как он немного весит. Такой диджериду подойдет новичкам, которые пока не определились, насколько интересны им процесс изготовления и игра на данном инструменте.

Для изготовления диджериду из пластиковых труб понадобятся:
пластиковые трубы (гофрированная труба не подойдет);
режущий инструмент;
парафин или воск.

Стоит отметить, что мы будем изготавливать инструмент со звучанием основного тона F#. Для этого необходимо приобрести трубы диаметром 50 мм и 30 мм, желательно не канализационные. Их общая длина должна составить около полутора метров. Рекомендуемая толщина стенок пластиковых труб — 1,5-2 мм. В общей сложности на приобретение труб уходит не более 10 долларов.

Наш диджериду будет состоять из двух частей, то есть двух отрезков труб разного диаметра. Согласно расчетам, которые являются стандартными для вычисления размера духовых инструментов, длина диджериду должна приблизительно равняться 113 см. Исходя из длины, оптимальный диаметр для инструмента составит от 3,9 до 4,7 см.

Из пластиковых труб, используя подходящий режущий инструмент, необходимо изготовить два отрезка, длина каждого из которых в итоге будет равна 56,5 см. При этом важно выпилить заготовки с небольшим запасом. Длина каждого примерно 70 см.

Со стороны нагубника используется труба меньшего диаметра, со стороны раструба диджериду – большего. При этом стоит учитывать, что более тонкая труба должна быть расширена до такого размера, чтобы плотно обхватывать толстую.

Расширение диаметра происходит по следующей технологии. Труба разогревается до размягчения, например, над огнем газовой горелки. В трубу аккуратно вводится бутылка или другой предмет подходящего диаметра. Внутренний диаметр тонкой трубы должен быть равным наружному диаметру толстой. В среднем длина расширенного участка составляет около 5 см.

На конце толстой трубы по этой же методике необходимо сделать расширение. После проведения всех необходимых манипуляций диаметр раструба должен равняться примерно 7 см.

Затем необходимо изготовить мундштук (нагубник). Для этого нужен парафин или воск, который предварительно расплавляют на водяной бане. Понадобятся примерно три свечи, жидкий воск от которых стоит перелить в емкость небольшого диаметра. Край диджериду несколько раз погружается в воск. Его предыдущий слой должен немного застыть перед созданием нового. Затем восковому мундштуку придается чашевидная форма. В его середине необходимо проделать сквозное отверстие, например, используя горячее сверло.

На этом работы по изготовлению этнического музыкального инструмента закончены. Если внешний вид диджериду из труб кажется недостаточно эстетичным, то его можно декорировать различными способами. Предварительно загрунтовав пластиковую поверхность, окрасьте ее акриловыми красками, нанесите орнаменты. Также в числе общедоступных способов декора – декупаж.

Сегодня мы попытаемся изготовить таинственный и сакральный музыкальный инструмент коренных народов Австралии – диджериду. Кто не знает диджериду лучше изготавливать из эвкалипта. Помогает в изготовлении этого музыкального инструмента сама природа, а точнее насекомые термиты. Они выгрызают сердцевину у дерева, и остается найти его и удалить опилки. Готового ствола эвкалипта и термитов у нас не оказалось. Но в любом городе, можно купить, или по крайней мере заказать через интернет, бамбук. Еще важной составляющей в этом сакральном инструменте является эстетическая сторона материала. Бамбук очень приятно брать в руки. По-хорошему говоря его можно сделать из пластиковой водопроводной трубы. НО игра на таком инструменте вряд ли будет доставлять удовольствие. Итак, начнем.

Нам понадобится палка бамбука диаметром где-то пять сантиметров и длиной полтора - два метра. Далее обвязываем веревкой (совершенно любой, какую найдете) каждое сочленение. Сочленений может быть разное количество – это зависит от места, где произрастал бамбук.

Обвязку сочленений нужно производить как можно туже. И таким образом, чтобы потом завязать узел. Далее все ветки веревки сместить к месту сочленения. Таким образом, мы добиваемся жесткости, чтобы бамбук не треснул в процессе изготовления инструмента.

После этих простых манипуляций получаем бамбуковую палку, обвязанную около всех сочленений.

И как видно на предыдущем рисунке, подготавливаем приспособление дня проделывания отверстий в сочленениях. Мы берем простую арматуру где-то диаметром восемь – десять миллиметров и размером чуть меньше нашей заготовки. Арматуру нужно заточить как отвертку.

После того как все у нас подготовлено, можно передохнуть и попить чая и после отдыха с новыми силами приступить к завершающей части изготовления таинственного инструмента – диджериду.
Берем в одну руку заточенную арматуру, а в другую заготовку из бамбука и уверенными движениями пробиваем отверстие по кругу. Далее, проделываем отверстия во всех оставшихся переходах. Нужно стараться добиваться результата без зазубрин внутри. Эта гладкость обеспечит более ровный и приятный звук во время игры.

На этом изготовление инструмента диджериду из бамбука закончено. Желаю приятной игры и скорейшего обучения различным стилям выдыхания воздуха. Говорят, этому учатся от несколько месяцев до нескольких лет, в зависимости от ваших талантов.

Очевидно, что выбор диджериду - это очень важный момент, который может быть менее «мучительным», если вы вообще ничего не знаете об этом или наоборот - вы подробно информированы о всех нюансах диджериду-бытия. В противном [среднем] случае - когда вы что-то где-то немного слышали, видели, но так и не поняли, а какое же это всё имеет значение в деле выбора инструмента - в этом случае мучений вам не избежать.

Попробую облегчить вашу участь, высказав ряд соображений по этому поводу.

Чем отличаются (в звучании) различные породы дерева?

Во-первых, надо различать две основные причины, по которым диджериду могут по разному звучать. [Будем считать, что к качеству обработки дерева у нас претензий нет.]

1. Отличие в звучании одного инструмента от другого по причине их различного внутреннего «акустического устройства».

2. Отличия в звучании различных пород дерева при одних и тех же акустических конфигурациях [разных инструментов].

И только когда вы уверенно осознали эти две различные причины, только тогда возникает «во-вторых»: так чем же отличается звучание различных пород дерева применительно к диджериду?

Итак, на всякий случай еще раз поясню, что формой акустического канала можно легко «убить» хорошо звучащее дерево. Поэтому будем считать, что с акустической точки зрения у нас претензий к инструменту нет.

Но все равно на всякий случай скажу, что когда я лично впервые столкнулся с тем, что получается при «правильном» построении внутренней акустики, то был искренне удивлен той разнице, которая возникает еще даже безо всякого учета сорта дерева.

Условно говоря, берем совершенно не инструментальное дерево - березу, делаем из нее ПРАВИЛЬНОЙ формы диджериду и... безмерно удивляемся, понимая, что всякие корявые дешевые эвкалипты, а тем более бамбуки и тростники остались где-то в прошлом. И там же остались те саморезаные инструменты, что сделаны абы как, без опыта работы с деревом. Потому как имеет значение:

Насколько выдержана толщина дерева - однородный по толщине инструмент легко пойдет "в разгон";

Как обработано, пропитано дерево;

Насколько быстро шел процесс изготовления - дабы избежать несимметричных искривлений заготовки после распила;

Насколько талантливо внутри нарезаны «следы термитов» - бороздки, канавки;

Итак, получили в руки правильный дидж.

И сначала вся сила нашего осознания уходит на то, чтобы привыкнуть к тому, как оно теперь хорошо звучит, не задумываясь особо о том, что это - береза или клен, или что-то еще…

Но потом начинаем ковыряться в нюансах. И возникают вопросы: какое дерево как звучит?

Честно говоря, нет у меня завершенного ответа на этот вопрос на сей день. Потому как не было двух идентичных по форме инструментов из разных пород дерева.

Кроме, пожалуй N7 и N8 (галерея). Они оба были около "фа". Оба одновременно были в производстве по одной схеме. Один - ольха, другой - клен. Честно говоря, я ТОГДА между ними разницы не обнаружил. Долго колебался, который из них себе оставить.

СЕЙЧАС, по прошествии времени, резюме такое. Клен в принципе плотнее-лучше ольхи, ольха в какой-то мере лучше, чем береза. Например, резонансные свойства клёна особенно чувствуются тогда, когда начинаешь перегружать инструмент. Тогда он начинает «заводиться» и «рычать».

Существенное преимущество ольхи - это очень легкое дерево. Диджериду из ольхи создает впечатление легкости, воздушности.

Но приведенная сравнительная цепочка не означает, что береза - это совсем плохо. Вовсе нет. Береза хорошо берет в себя пропитку. И от нее остается довольно «плотное», сильное ощущение. Трудно объяснить, откуда оно возникает. Что-то иррациональное…

В итоге я бы в любом случае воздержался бы от каких-либо категоричных оценочных заявлений, расставляющих породы деревьев в порядке, например, убывания предпочтений. Это было бы неправильно и глупо.

Финальный лозунг:

ПРАВИЛЬНЫЙ дидж (из любого дерева) лучше, чем неправильный… пусть даже из лучшей в мире породы деревьев;).

Какой должен быть тон инструмента?

Грубо можно разделить диджериду на две категории:

  1. Для медитативного жанра.
  2. Для скоростной игры.

Медитативно звучат диджи с тоном от «до» до «ми» (C-E).

Для скоростных техник хороши диджи с тоном от «ми» до «соль» и выше (E-G...).

Как видим, довольно универсальным является тон «ми». У диджериду с таким тоном еще присутствуют низкотональные бархатные краски, но с другой стороны - при исполнении быстрых ритмов, звучание будет достаточно отчетливым.

Обычно у поклонников диджериду наблюдается следующая схема эволюции пристрастий. Сначала предпочтение отдается низкому звучанию, как наиболее специфичному, глубоко-проникновенному. Потом, по мере совершенствования технических и скоростных навыков, возникает желание поиграть на более высоком тоне. А после этого происходит возврат, но уже с других позиций, опять к низкому тону.

Так что при выборе инструмента важно понять - какую такую сокровенную потребность вы хотите удовлетворить общением с диджериду. А отсюда уже естественным образом определится и ваш выбор в отношении тона инструмента.

Зависимость тона от длины инструмента, диаметра канала и раструба.

Как правило в классических "объяснительных схемах" рассматриваются случаи стабильного внутреннего диаметра. Т.е. как правило рисуется некая кривая (похожая на логарифмическую) зависимости тона от длины. Чем длиннее труба, тем ниже тон. Внутренний диаметр с тоном тоже находится в той же прямой зависимости, но его тонобразующее влияние не столь велико как у параметра под названием "длина".

НО! (большое "но") В этих схемах (как минимум я не встречал) нет пояснений по поводу того, каковы закономерности тонообразования в трубах с увеличивающимся диаметром канала. Производители "медных духовых" труб, саксофонов и пр. конечно это всё знают, но у нас такой информации на уровне формул нет. Однако точно известно давно. Увеличение диаметра раструба (или условно говоря "скорость или ускорение" раскрытия канала) существенно повышает тон инструмента.

Например, два инструмента с одинаковым мундштучным стартовым диаметром, одинаковой длины, но с разным диаметром раструба будут иметь существенно разный тон звучания. Существенно выше будет инструмент с бОльшим диаметром раструба.

Итак, есть два взаимообратных параметра по отношению к тону инструмента - это длина и диаметр раструба. Увеличение длины понижает тон, увеличение раструба повышает тон и увеличивает силу звука.

Т.е. если вы хотите иметь И низкий по тону диджериду, И мощный по звуку, то это будет очень длинный инструмент.

К сожалению, либо одно, либо другое. Коротокого (прямолинейного) мощного диджериду(большой раструб) с низким тоном не существует;).

Диджериду – это этнический музыкальный инструмент австралийских аборигенов. Инструмент, возможно, ещё более древний, чем варган и бубен. Почитать о нём (и послушать) можно здесь: http://overtone.ru/didjeridoo/

Выглядит он примерно так:

С тонкой стороны в него дудят, а с широкой стороны раздаётся гудение, рычание, крякание, квакание, и различные другие трудноописуемые звуки.

Впервые я увидел это чудо первобытной техники пару лет назад в магазине с затейливым ассортиментом “Белые облака”, когда выбирал себе варган. Варган – отдельная история, которая выходит за рамки этого поста. Я попробовал немного подудеть в диджериду, представленный на витрине, и его басовитое звучание в буквальном смысле потрясло меня. С тех пор меня не покидала мысль купить такую дурацкую штуковину и научиться играть на ней, непонятно правда – зачем. Немного останавливала цена. Простой диджериду из бамбука стоит около 1000р, а деревянный – порядка 6-8 тыс.рублей.

Аборигены делали этот инструмент из ствола эвкалипта, у которого сердцевина была выгрызена термитами, а также из бамбука. Современные умельцы делают диджериду из дерева примерно так: находят дерево подходящего размера и формы, распиливают (или раскалывают) его вдоль на две половинки, и выдалбливают их изнутри. Потом склеивают, раскрашивают – и готово. Но это слишком сложно, да и не очень нужно для новичка.

Первый свой диджериду я сделал из картонной трубы, оставшейся от какого-то рулонного материала. Труба была достаточно тонкая, края – неудобные, но на ней получалось немного дудеть основным тоном (в тот момент я не задумывался о том, что из неё можно ещё и извлекать какие-то обертона). Народ на работе, услышав непонятные звуки, недоумевал, а один товарищ, увидев, как я играю на этой штуке, попросил “отсыпать травы”. 🙂

Конечно, эвкалипт, выгрызенный изнутри термитами – довольно редкая в наших краях вещь. Зато у нас легко можно найти другие материалы несколько более техногенного свойства. В итоге мне удалось сделать несколько разных диджериду:

В статье “Во что дудеть, товарищи?” на сайте overtone.ru описывается, из чего можно сделать диджериду, пригодный для начинающего. И ещё, летом на фестивале “Пустые Холмы” я встретил у костра около варганной сцены (вот где происходило самое интересное) двух музыкантов с диджериду, один из которых посоветовал мне купить в хозяйственном магазине канализационную трубу диаметром 4 см, и оплавить один из концов трубы с загибанием стенок внутрь так, чтобы диаметр оказался примерно 28-30 мм. Через какое-то время я пошёл в магазин OBI за материалом. Канализационная труба из ПВХ 1 м толщиной 4 см стоила около 40 рублей. Конец трубы, в который предполагается дудеть, оплавил на газовой плите и кое-как загнул внутрь. Получилось немного неровно, но вполне сносно. Потом мне на глаза подвернулась 30-сантиметровая труба такого же диаметра, завалявшаяся после какого-то из ремонтов. Я, недолго думая, удлиннил инструмент с её помощью, звук получился более басовитый и “сочный”, и результат мне понравился.

Потом труба подверглась небольшим “улучшениям”, в частности, я немного расширил выходное отверстие, для этого пришлось разогреть трубу на газу, и надеть на стеклянную бутылку. Чтобы ПВХ не приварилась к стеклу, я предварительно смазал бутылку подсолнечным маслом. И ещё, я чуть-чуть погнул и помял трубу – для эксперимента: может быть, она будет звучать немного иначе. Разницы пока не заметил.

Получившийся в результате диджериду – на фотографии справа:

Немного криво оплавились края трубы:

Немного расширен раструб:

Update 14.12.2010
Тут Ярослав, создатель сайта “Украинский диджериду” , пишет, что трубы, которые я купил – вовсе не ПВХ, а на самом деле – полипропилен, и они хуже звучат. Я посмотрел на сайте производителей (Sinikon и Политэк) и убедился, что это действительно так. Серые трубы для внутренней канализации делаются из полипропилена. А трубы из ПВХ – коричневые, но они начинаются от диаметра 110 мм. Я недавно был на строительном рынке, и мне не удалось с ходу найти трубу именно из ПВХ нужного мне диаметра. Буду искать дальше – может быть, она на самом деле звучит совсем иначе, даже интересно.

Следующий экспериментальный инструмент был сделан из картонной трубы от рулонного материала, но с более толстыми стенками, и большего диаметра (около 5 см). Такая труба нашлась опять-таки в магазине OBI, но бесплатно. Был выбор труб разной ширины из достаточно плотного и толстого картона, я выбрал самую широкую, и похоже, зря. Длина трубы была 150 см. Мундштук сделал из воска. Для этого я купил на рынке в лавке пчеловода большую восковую свечу за 60 рублей, разогрел под горячей водой, и половину свечи загнул в кольцо, а другую половину растопил на водяной бане в пластиковой баночке (чтобы не пачкать нормальной посуды). Край трубы пропитал воском, вставил в него кольцо, придал ему нужную форму, чтобы внутренний диаметр был около 28-30 мм, и наплавил снаружи воск так, чтобы кольцо держалось.

Один товарищ, посмотрев на эту трубу, назвал её “косяком”.

“Косяк” оказался не очень удачным. При его длине 150 см звук получился совершенно умопомрачительно низкочастотным, но чтобы заставить его дудеть, нужно было выдыхать в него слишком много воздуха, и для игры не хватало дыхания. Циркулярное дыхание (с непрерывным выдохом) у меня вообще на этой трубе не получалось. Чтобы добиться приемлемого звучания, Я отрезал от трубы сначала 5 см, потом ещё 10, потом ещё, звук стал более высоким, но расход воздуха не изменился. Звучание было глуховатым и невыразительным, обертона слабо выражены. Кроме того, я поэкспериментировал с диаметром отверстия в мундштуке, уменьшил его до 25 мм, и оказалось, что с таким диаметром стало практически невозможно дудеть. Мундштук из воска немного прилипает к губам, и при продолжительной игре может деформироваться – не очень хороший вариант.

Причина высокого расхода воздуха – вероятно, большой диаметр трубы. Возможно, структура материала тоже играет роль – из-за того, что стенки поглощают колебания, обратное давление немного снижается. Это гипотеза, не подтверждённая практикой – для полноты эксперимента надо найти где-нибудь такую же картонную трубу толщиной 3-4 см.

Картонная труба – на фотографии слева:

Так выглядит мундштук из воска:

Играть на диджериду дома, на радость соседям, не очень гуманно. К тому же, вы рискуете тем, что вас может выгнать ваша собственная жена из вашего же дома. И я решил, что практиковаться надо на природе – в ближайшем лесу. Я давно хотел сделать разборный инструмент, который можно взять с собой в любое место, или просто носить в рюкзаке, не напрягаясь. В метро с длинной трубой ходить не очень удобно, а ещё я её часто забывал в разных местах (правда, когда я возвращался, она всегда была на месте). Для походного сборного диджериду я купил 5 труб длиной 30 см, диаметром 5 см. Решил попробовать, что получится из трубы большего диаметра. Начинающим всё-таки настоятельно рекомендую 4-сантиметровые трубы – на них играть проще чисто физически.

На обучении нам предлагали “учебные” пластиковые диджериду такого же диаметра, но с деревянным мундштуком. Сначала я пытался оплавить и загнуть трубу на огне, но у меня не очень получилось, и в результате я отпилил оплавленный конец, и сделал мундштук из дерева. Для этого нужно вырезать из доски кругляшок диаметром чуть больше внутреннего диаметра трубы, запрессовать его внутрь, и просверлить в нём отверстие диаметром 28-30 мм. Затем нужно немного закруглить края (хотя форма мундштука – очень индивидуальная вещь), отшлифовать, и покрыть лаком или маслом.

У меня завалялось несколько дощечек из красного дерева “сапели” толщиной 2 см, но под рукой не было коронки по дереву подходящего диаметра, поэтому я выпилил из дерева угловатую заготовку, вкрутил в центр болт, зажал в дрели, и стал обрабатывать грубой наждачной бумагой. Опыт показал, что эффективнее всего получается, если обхватить заготовку наждачной бумагой вокруг, но бумага очень быстро нагревается, и чтобы не обжечь руку, нужно в процессе немного перемещать наждачную бумагу вдоль оси. После того, как я сточил заготовку до нужного диаметра, я просверлил фрезой на 30 мм отверстие, получилось немного кривовато, и примерно на 1 мм больше. Отверстие мне показалось великоватым. Для слеующего эксперимента я купил сверло по дереву диаметром 28 мм.

Результат – в собранном виде вы его видели в предыдущих постах, на фотографии он – в середине, а в сложенном виде он легко помещается в рюкзак:

Мундштук выглядит вот так:

Полученный в результате диджериду – немного непривычный, и в нём немного больше расход воздуха, чем в моём первом, из ПВХ 4-сантиметрового диаметра (но всё же меньше, чем в картонном). Длина трубы получилась около 123 см, но в местах соединений её можно немного раздвигать, и звук будет становиться ниже. Я с удивлением обнаружил, что у меня немного получается играть на нём серединой рта, в то время как на предыдущем у меня получалось играть только боковой частью рта. Видимо, так влияет форма мундштука, а может быть, сказывается практика. Мундштук пока ещё остаётся немного шероховатым, его надо будет покрыть каким-нибудь лаком (осталось только выбрать наиболее экологически безопасный лак для этого) и отполировать, либо пропитать обычным подсолнечным маслом. Звучит примерно так же, как 4-сантиметровый, возможно, чуть мощнее, играть немного сложнее.

Хочу выразить огромную благодарность Петру “Raghu” Никулину за обучение , и примеры, как сделать этот музыкальный инструмент своими руками.