Крейсер аскольд чертеж машинной установки. Лучший крейсер эскадры. Тактико-технические характеристики крейсера Аскольд

Водоизмещение 5905 т. Длина 132,5 м. Ширина 15 м. Осадка 6,2 м. Бронирование палуба 39-51 мм, рубка 152 мм, щиты орудий 25 мм.
Технические данные. Силовая установка: три вертикальные паровые машины; 19 котлов Шульца-Торникрофта. Винты: три винта. Мощность 19 650 л. с. Скорость 23,8 узла на испытаниях. Автономность плавания 3140 миль (10-узловым ходом), запас угля 1300 т. Экипаж: 580 офицеров и матросов.

Вооружение: Артиллерия 12 152-мм/L45,
12 75-мм/L50,
8 47-мм,
2 37-мм орудий,
2 64-мм десантные пушки,
2 пулемета
Торпедно-минное вооружение: 6 381-мм торпедных аппаратов.

"Аскольд" - один из многих прекрасных кораблей, достойно носивших Андреевский флаг. "Аскольд" был единственным пятитрубным кораблем в Русском флоте, имел прозвище "портсигар" и репутацию "счастливого" корабля. Благодаря высокой морской выучке команды и качественным германским машинам, крейсер считался самым "ходким" во всей 1-й Тихоокеанской эскадре.
Звездный час "Аскольда" бой 28 июля 1904 года (все даты до 1 февраля 1918 года приведены по старому стилю), когда в критический для русской эскадры момент, краса вец крейсер благодаря решительности командира и высокой скорости сумел осуществить прорыв.
Строился "Аскольд" в Киле на немецкой верфи "Германия"; заложен в 8 июня 1899, спущен на воду 2 марта 1900, вступил в строй в 1902. Службу в российском военном флоте начал в составе Балтийского флота, а в 1903 был направлен на Дальний Восток.
В начале Русско-японской войны "Аскольд" являлся одним из наиболее активно действующих кораблей порт-артурской эскадры. Крейсер участвовал во всех её операциях: вёл артиллерийские бои с японскими кораблями, прикрывал свои миноносцы и отбивал атаки вражеских, досматривал подозрительные торговые суда.
10 августа (28 июля по старому стилю) 1904 "Аскольд", на котором держал флаг командир отряда крейсеров контр-адмирал Рейценштейн, вместе с порт-артурской эскадрой участвовал в неудавшемся прорыве во Владивосток. Прорвавшись вместе с крейсером "Новик" мимо японской эскадры, "Аскольд", получивший тяжёлые повреждения, пришёл в Шанхай, где был интернирован до конца войны. В начале первой мировой войны "Аскольд", находившийся на Дальнем Востоке, вошёл в состав союзной англо-французской эскадры для действий против германской крейсерской эскадры адмирала Шпее. Позже он был направлен на Средиземное море, где принимал участие в боевых действиях против Турции и Австро-Венгрии, в том числе и в Дарданелльской операции. После длительного ремонта во Франции (с марта 1916) "Аскольд" в июне 1917 прибыл в Мурманск и вошёл в состав эскадры Северного Ледовитого океана.
В 1918 г. был захвачен англичанами в Кольском заливе. Крейсер участвовал в операциях интервентов, а позже вошёл в состав британского флота под названием "Glory IV". В 1922 выкуплен Советской Россией, но ввиду плохого технического состояния продан на слом и отбуксирован в Гамбург, где и был разобран.

Теперь о модели:
Модель из полиуретановой смолы, фирмы "Комбриг"
Нравятся мне модели "Комбрига": литье очень четкое, размеры, геометрия - в соответствии с прототипом. Конечно, можно найти и много недостатков, но все они перевешиваются рядом неоспоримых достоинств. Соотношение цена - качество моделей вполне разумное, на мой взгляд. И, что немаловажно лично для меня: в последнее время фирма стала больше уделять внимание флоту в 350м масштабе и то, что делает "Комбриг", не делает больше никто!
Но для того, чтоб сделать приличную модель, мало иметь в наличии качественный "исходный материал". Важно также быть "опытным" моделистом (под опытом, подразумеваю наличие некоторых навыков работы и немалого количества запасных частей в "закромах").
Деталировка несколько бедновата. Но, именно в этом случае, меня это более чем устраивает, ведь сама основа очень приличная и дает простор для творчества. Переделывать и перепиливать ничего не нужно, а вот добавлять, дорабатывать - стоит.

Корпус модели выполнен хорошо, литье очень "четкое". Вот только хотелось бы мне видеть открытые казематы, но, видимо в смоле это технически сложнее сделать, чем в пластике. Прорезать же орудийные порты, как я делал на "Варяге" практически нереально, проще уж изготовить новый корпус.
Собственно, по этой причине решил делать диораму по конкретной фотографии "Аскольда" в Киле, во время смотра. Вероятно, фото сделано на рассвете, когда казематы еще закрыты. Как раз то, что мне нужно!

Подводную часть не использую, а сам корпус до начала работ крепко закрепляю на зажиме для модели, фирмы Tamiya.
Что добавил на корпусе: скоб трапы и козырьки из проволоки, шесты для противоминных сетей. Полок для сетей в наборе недостаточно, в соответствии с чертежами не хватает по паре с каждого борта. В своих "закромах" нашел похожие фототравленные сетки, подрезал, установил.
Покраска. Перед тем, как приступить к собственно покраске, покрываю модель белым грунтом фирмы Tamiya. Грунт хорошо ложится даже на не обезжиренную поверхность, отлично держится на металлических деталях.

Итак, сначала я окрашиваю палубу. Небольшая ее часть, на носу - доски. Ну, тут все очень просто: сначала акрил, после немного коричневого пигмента Акан.
Остальная палуба и надстройки корабля были покрыты коричневым линолеумом. Просто взять и покрасить мне показалось недостаточно, и я решил усложнить себе жизнь: изготовил латунные полосы, которыми крепили листы линолеума к палубе.
Полосы эти получились из остатков фототравленных леерных ограждений: срезал стойки и использовал только горизонтальные полоски. Их наклеил на уже окрашенную палубу. Следы клея замаскировал - аккуратненько подкрасил, а уж после покрытия глянцевым лаком они и вовсе стали не заметны.

Ватерлинию окрасил красным и накрыл скотчем. Дальше, чтоб заглушить красный цвет мне пришлось повторно грунтовать борта. Проблема в том, что основной цвет корабля - белый, а через него очень сильно проступают другие цвета... Окрасил борта акрилом Valejo. После покрытия глянцевым лаком, для большей реалистичности, добавил немного смывки на основе эмали цвета smok, фирмы Tamiya.

Иллюминаторы сначала прокрасил акриловой медной краской, в каждый капнул темно-серой, почти черной эмали. Затем ушной палочкой, смоченной в Уайт-спирите, удалил излишки. И уже в завершение работы, после матового лака капнул в каждый иллюминатор по капельке глянцевого акрилового лака.
Леерные ограждения установил в конце постройки, неокрашенными. Стойки оставил как были, горизонтальные полосы покрасил серебряной краской. На "Аскольде" стойки были цвета желтого металла, сам леер - стальной трос.

Носовая надстройка.

На боевой рубке добавил приборы управления стрельбой и рынду. Всего этого не было в наборе вовсе.
На мостике и легкой рубке корабля находилось много всего - компас, штурманский планшет, переговорные трубы, приборы управления, и др. На крыльях мостика были бортовые фонари, спасательные круги. В наборе из этого списка присутствовал только компас+ Фототравленные леерные ограждения даны в наборе 3-х полосные, а на надстройках крейсера были 2-х полосные!
Ну что же, оставлять такую эффектную надстройку "лысой" - не в моих правилах, так что все вышеперечисленное недостающее пришлось изготовить самостоятельно из лежащих в "закромах" остатков фототравления, проволоки, тянутого литника и т.д. Как я уже упоминал, леерные ограждения надстроек на "Аскольде" были сделаны из желтого металла, поэтому на надстройке модели я установил некрашеные фототравленные леера, подкрасив лишь места соединения с палубой.
На корабле через всю палубу проходили рельсы для подачи снарядов к орудиям. Однако, в наборе эта довольно заметная деталь отсутствует вовсе. Дабы исправить это упущение, перед сборкой и покраской, в соответствующих местах на надстройках я просверлил отверстия и установил проволочные крепежи для рельсов. Сами рельсы собрал из проволоки на уже установленных надстройках.

Мостик в средней части корабля.

В наборе это площадка (прожекторная) и стойки. Собрал, окрасил и установил леера до установки на модель, но+ вот незадача, на готовую модель он никак не вставал! Стойки не дотягиваются до палубы, сам мостик шире того места, на котором он должен стоять+
Можно долго разбираться, кто виноват: "Комбриг" или мои кривые руки, но делу это не поможет+ В итоге просто сделал новый мостик из двух частей. Для этого использовал листовой полистирол и фототравленные леера. Стык после установки на корабль закрасил, и стало почти не заметно. Проблема решена!
Прожектора в большинстве наборов "Комбрига" 350-го масштаба подозрительно похожи. Одни и те же отливки и на японском крейсере Касуга, и на германском Шранхосте, и на русских Аскольде и Ретвизане. Как их не рассматривал, ну совершенно не похожи они на те, что стояли на крейсере ни по конструкции, ни по размерам.
Пришлось заменить. "Сырьем" для новых прожекторов послужили доработанные прожектора из набора "Варяг", фирмы "Звезда". Прожекторные площадки полностью сделал заново из полистирола, проволоки и фототравления.

Артиллерия.

152 мм орудийные установки со щитами - выше всяких похвал. Стволы не требуют замены на точеные, так как правильно и изящно изготовлены. Добавил лишь фототравленные маховики подъемных механизмов. Стволы покрасил черным акрилом, эффект вороненой стали придал пигментом Акан - "Вороненая сталь".

Мачты, реи.

Собирал согласно инструкции из проволоки разных диаметров. Реи предварительно обтачивал, зажимая проволоку в бормашине, придал надфилем легкую конусность. Кран-балку сделал "побогаче": имитировал шарнирное соединение, блоки (в инструкции предлагается просто приклеить кусок проволоки).
Трубы.
На крейсере трубы имеют заметный наклон, это придает кораблю определенный "шарм", "стремительность". На модели же подогнать трубы под правильный наклон оказалось весьма хлопотно. Наверно, было бы гораздо удобнее, если на местах установки имелись углубления. В остальном: собрал и окрасил по инструкции.
Катера и шлюпки очень хороши, поэтому просто собираю и окрашиваю без излишних премудростей.

Шлюпбалки: все заменил или доработал. Простые, трубчатые, заменил на проволочные. Те, что в наборе слишком тонкие и нежные, не очень представляю как с ними работать, натягивать растяжки и др.
Рифленые шлюпбалки выполнены в положении внутрь. Но у меня же корабль стоит в порту и шлюпбалки по одному борту повернуты наружу... Пришлось переделать балки: срезал деталь в средней части и изготовил точно такую же из пластины от фототравления. Теперь могу устанавливать шлюпбалку в разных положениях.

У крейсера довольно развитый такелаж. Для более удобного растягивания делаю по бортам маленькие проволочные петельки.
Такелаж натягиваю параллельно с окончательной сборкой корабля.

Флаги.

Декалей в наборах "Комбрига" не бывает никогда. Это не беда, ведь есть декали фирмы "Бегемот" с флагами Русского флота, но как быть с Германским? На грот мачте отчетливо виден флаг Kaiserliche Marine. В своих "закромах" такого флага не обнаружил, пришлось изобретать. На фольге (после грунта), акрилом Valejo (он достаточно эластичен) рисую белый фон. Из полит-корректных декалей немецких флагов 2МВ (нет свастики в центре) вырезаю крест и перевожу на белую основу. Орла рисую кисточкой. Со второй попытки орел получается, уже больше похож на орла, чем на куриную тушку

Флаги расцвечивания.

На пластину от использованного фототравления приклеиваю нарезанные заготовки из фольги. Покрываю грунтом фирмы Tamiya из баллона, флаги рисую акриловыми красками кисточкой.

Пока работала верфь, мне изготовили бокс из оргстекла для модели с непрозрачным основанием. На нем творю "море": пенопласт окрашиваю акриловыми художественными красками, наношу немного акрилового геля, изображаю легкую зыбь. В еще невысохший гель "притапливаю" модель. Когда гель полностью высох, покрываю "воду" глянцевым художественным лаком.

Итак, корабль спущен на воду, флаги подняты. Предпоследний этап - нужно корабль "заселить".
Использую фигурки из эпоксидной смолы фирмы L"Arsenal. Окрашиваю "человечков" кисточкой и устанавливаю на корабль, соблюдая ранги: кому командовать, а кому и палубу драить
И последний штрих: предварительно накрыв "море", задуваю модель матовым лаком. Все! Теперь можно прятать ее в бокс из оргстекла, подальше от хищных кошачьих лапок.
После парада крейсер отправится в Либаву, затем в Кронштадт. 3 сентября 1902г приняв полный боекомплект, Аскольд навсегда покинул Кронштадт и направился на Дальний Восток для усиления эскадры Тихого океана.

Этот пятитрубный красавец крейсер нельзя спутать ни с каким другим кораблем всех флотов мира. Даже окрашенный в темный зеленовато-оливковый боевой цвет, он красотой и стремительностью обводов корпуса вызывал всеобщее восхищение и привлекал к себе пристальное внимание.
Бронепалубный крейсер 1 ранга "Аскольд" был заложен в 1899 году по заказу русского правительства на судоверфи в городе Киль. В 1900 году корабль был спущен на воду и через два года вошел в состав Балтийского флота. Вскоре "Аскольд" перешел на Дальний Восток, пополнив Тихоокеанскую эскадру.
На второй день после начала русско-японской войны, 27 января 1904 года, крейсер в составе эскадры вступил в перестрелку с японскими кораблями. Находясь в Порт-Артуре, "Аскольд" совершил пять боевых выходов, а 28 июля 1904 года вместе с эскадрой покинул главную базу, пытаясь прорваться во Владивосток. Во время боя в Желтом море корабль получил несколько подводных и надводных пробоин и, оторвавшись от основных сил эскадры, прорвал вражескую блокаду. Однако из-за больших повреждений и потерь в личном составе крейсер был вынужден зайти в нейтральный морской порт Шанхай и находиться там до окончания боевых действий.
После войны "Аскольд" прибыл во Владивосток и вошел в состав Сибирской флотилии, а осенью 1914 года перешел в Средиземное море. Действуя там совместно с английским и французским флотами, "Аскольд" в апреле 1915 года участвовал в Дарданелльской операции.
Союзное командование неоднократно отмечало русский крейсер, который всегда имел блестящую репутацию и вызывал всеобщее восхищение точностью стрельбы.
Пройдя за полтора года войны более 55 тысяч миль, "Аскольд" в марте 1916 года отправился во французский порт Тулон для ремонта, который продлился более года. На корабле была создана нелегальная военно-революционная организация, в которой было около 30 членов РКП(б) и сочувствующих. Во Франции матросы крейсера часто встречались с русскими политэмигрантами, доставлявшими на корабль нелегальную литературу.
Узнав о создании на корабле революционной организации, командование крейсера пошло на провокацию - устроило в артиллерийском погребе взрыв 75-миллиметрового снаряда. Вся вина была свалена на революционно настроенных матросов, объявленных на следствии и суде немецкими шпионами. После обысков восемь аскольдовцев предстали перед судом, четверо из них - Д. Г. Захаров, Ф. И. Бешенцев, Е. Г. Шестаков и А. А. Бирюков были расстреляны, еще несколько "неблагонадежных" было списано с крейсера.
Февральская буржуазно-демократическая революция застала "Аскольд" в английском порту. Узнав о свержении царизма, матросы настояли на списании с корабля и отправке в Россию участников тулонской провокации и открыто перешли на сторону революции.
17 июня 1917 года крейсер прибыл в Россию, бросив якорь на рейде Мурманска. Находясь в составе флотилии Северного Ледовитого океана, экипаж революционного корабля встретил Великий Октябрь. На митинге, состоявшемся 29 октября, моряки вынесли следующую резолюцию: "Команда стоит на страже власти Советов и такое свое решение будет поддерживать всеми имеющимися средствами".
Экипаж "Аскольда" оказался наиболее революционно настроенным среди экипажей кораблей, базировавшихся на Мурманск, поэтому эсеро-меньшевистские предатели, засевшие в Мурманском Совете, стремились расколоть монолитность рядов матросов "Аскольда". С этой целью весной 1918 года часть матросов была демобилизована, часть направлена на укомплектование экипажей других кораблей после чего на "Аскольде" была оставлена небольшая команда для его охраны.
Однако и оставшийся на корабле малочисленный экипаж продолжал стоять на большевистских позициях. Английские интервенты, обеспокоенные революционными выступлениями личного состава, 14 июля 1918 года вооруженным путем захватили крейсер и под конвоем морской пехоты отправили моряков на берег. Попавший в руки англичан корабль был разграблен, разоружен и впоследствии уведен в Англию. В ноябре 1921 года, по окончании гражданской войны и иностранной военной интервенции, "Аскольд" был возвращен Советской России, но ввиду непригодности к дальнейшему боевому использованию по решению правительства продан на металлолом.
Водоизмещение нормальное 5905 т; длина 130 м, ширина 15 м, осадка 6 м; мощность механизмов 19000 л. с.; скорость хода максимальная 23 уз; дальность плавания 3140 миль. Вооружение: 12 152-мм, 12 75-мм, 2 63-мм, 8 47-мм и 2 37-мм орудия, 2 пулемета, 6 торпедных аппаратов. Экипаж 534 человека.

«Аскольд» - лучший крейсер, некогда входивший в состав Первой тихоокеанской эскадры флотилии Российской империи, база которой располагалась в Порт-Артуре. Корабль принимал участие в боевых действиях во время Русско-японской, а затем и Первой мировой войн. В этой статье будут представлены: краткая характеристика крейсера «Аскольд», фото и описание его походов.

Предпосылки к созданию корабля

С середины 1890 годов император Николай II начал проводить курс, направленный на укрепление позиций России на Дальнем Востоке, в Корее и Северном Китае. В то время развивался небывалыми темпами. Строительство новых кораблей проходило благодаря финансовой поддержке американского и английского правительств. В связи с этим Морское ведомство Российской империи в 1897 году решило не только обновить, но и значительно расширить состав эскадры, находящейся в Тихом океане. Планировалось, что через пять лет флот будет состоять из четырех броненосных крейсеров, десяти эскадренных броненосцев и двадцати крейсеров-разведчиков.

В феврале 1898 года император Николай II утвердил программу по усилению судостроения для Дальнего Востока. После этого вице-адмирал П. Тыртов, который управлял Морским министерством, отдал приказ МТК (Морскому техническому комитету) начать составление заданий на проектирование как крейсеров водоизмещением 3000 и 6000 тонн, так и других кораблей.

Создание крейсера «Аскольд»

В первых числах июля 1898 года состоялось заседание МТК, на котором проекты кораблей, разработанные немецкой фирмой «Фридрих Крупп», были признаны лучшими, а уже в конце месяца Николай II дал свое разрешение на заказ первого судна. Его строительство началось на верфи города Киль в Германии.

Целью заказа крейсеров за пределами Российской империи было не только скорейшее пополнение флота, но и получение новейших образцов от различных кораблестроительных фирм. После того как были выбраны лучшие из них, планировалось начать серийную постройку современных военных судов уже на отечественных заводах и верфях.

История создания крейсера «Аскольд» началась с того, что 24 октября 1898 года прибыла первая партия металла, предназначенная для строительства корабельных конструкций. Наблюдать за работами в Германии был назначен капитан 2 ранга Н. Рейценштейн. Ему помогали Л. Алексеев - старший инженер-механик, который контролировал постройку механизмов, и Э. Р. де Грофе - младший судостроитель.

«Аскольд» получил свое название 21 декабря. Его почти сразу же зачислили в списки флота. Свое название судно унаследовало от парусно-винтового корвета, носившего имя Аскольда - легендарного князя Киевской Руси, правившего в IX веке. Именно под его руководством был совершен знаменитый поход на Константинополь.

Испытания

Бронепалубный крейсер «Аскольд» был торжественно спущен на воду 2 марта под марш, исполняемый оркестром германского флота. Кроме того, освятить судно приехал из Берлина протоиерей А. Мальцев, а также хор певчих, прибывший из самого Петербурга.

Впервые корабль вышел в море 11 апреля 1901 года. Официальное шестичасовое испытание крейсера состоялось 15 сентября и проходило оно у острова Борнхольм. Сначала судно смогло развить скорость до 23,59, а затем и до 24 узлов.

Дополнительные испытания, целью которых было опробовать главные механизмы, проводились в Кильской бухте 3 ноября того же года. Тогда машины смогли развить мощность в 23 500 л. с. при 128 об/мин. Всего ходовые приемные испытания крейсера длились 2 ч 20 мин. 12 января 1902 года на крейсере «Аскольд» в торжественной обстановке были подняты гюйс, вымпел и Андреевский флаг. Вся эта церемония сопровождалась звуками оркестра и залпами артиллерийского салюта.

Характерные отличия

Начнем описание крейсера «Аскольд» с его особенностей по сравнению с другими кораблями того времени. Прежде всего, он отличался от остальных судов класса 6000 т формой корпуса и конструкцией. Для создателей этого крейсера главной целью являлась возможность облегчить сам корабль. Это позволило установить на нем самую мощную из всех силовых установок, которые использовались тогда на подобных судах.

«Аскольд» - крейсер, который отличался от других кораблей мира своим силуэтом, имевшим пять тонких труб, еще на стадии разработки был прозван «пачкой папирос». Так было задумано отнюдь не из-за стремления сделать что-либо оригинальное. Подобный подход обеспечивал заданную контрактом скорость, для чего конструкторам пришлось увеличить количество котлов.

Корпус

Он был собран по бракетной или клетчатой системе набора. Его длина составляла 131,2 м, а ширина - 15 м. Литые ахтерштевни и форштевни крепились к вертикальному килю. Параллельно ему были установлены шесть днищевых стрингеров, при этом крайние из них служили ограничителями междудонного пространства и обладали водонепроницаемыми свойствами.

Шпангоуты устанавливали вместе со штапицей, а их нумерация производилась, начиная с кормы. Двойное дно находилось между 13-м и 115-м шпангоутами, а сплошные водонепроницаемые флоры располагались на каждом пятом из них. Второе дно, которое находилось в машинных отделениях, тянулось вдоль бортов и доходило до броневой палубы, образуя межбортовое пространство с шириной в 575 мм.

Крейсер «Аскольд» был оборудован тремя палубами, устланными линолеумом: верхней, жилой или батарейной, и броневой. Корпус судна имел водонепроницаемые переборки, делившие его на 13 отсеков, предназначавшихся для обеспечения живучести корабля в случае боевых повреждений. Угольные ямы располагались вдоль бортов от 50-го до 97-го шпангоута под и над броневой палубой, служа дополнительной защитой для корабля.

Красная краска «Интернациональ», выпускаемая фирмой «Гольцапфель», покрывала подводную часть корпуса. Она служила для защиты как от коррозии, так и от обрастания ракушками и водорослями днища корабля. Изнутри междудонное пространство покрывал портландский цемент толщиной от 13 до 50 мм. На тех участках, где сталь корпуса судна соприкасалась либо с медью, либо с ее сплавами (кингстоны и дейдвудные трубы), размещали специальные протекторы, изготовленные из цинковых брусков.

Бронирование

Вдоль всей длины крейсера «Аскольд» проходила карапасная броневая палуба. Ее нижняя кромка, расположенная посередине корпуса, находилась ниже ватерлинии на 1 400 мм. Все отверстия для вентиляторов и дымовых труб были оборудованы броневыми решетками. Спусковые люки, а также угольные горловины защищались специальными крышками. Палубные броневые плиты были двухслойными: снизу корабельная сталь 10-15 мм, а сверху - легированная никелевая броня 30-60 мм.

Элеваторы для подачи боеприпасов и основания всех дымовых труб на участке от жилой до броневой палуб прикрывались 40-миллиметровыми плитами. Наклонными броневыми комингсами в 100 мм толщиной был защищен ход в румпельное отделение. Торпедные надводные аппараты прикрывала 60-миллиметровая, а боевую рубку еще более чем в 2 раза мощнее вертикальная броня. Осуществлялась также и защита приводного руля, переговорных труб и машинных телеграфов. Их размещали в бронированных трубах, имеющих толщину 80 и диаметр 400 мм.

Вооружение

Главным калибром крейсера «Аскольд» были 152/45-миллиметровые орудия Канэ в количестве 12 штук. Их изготовили на Они размещались как в носовой надстройке, так и на верхней палубе. Боекомплект для орудий, состоящий из 372 сегментных, 624 чугунных и по 564 фугасных и бронебойных снарядов, был рассчитан на 3 часа сражения по 180 выстрелов на каждую из пушек.

Зенитная и вспомогательная артиллерия на крейсере была представлена восемью 47/43-миллиметровыми орудиями Гочкиса, два из которых были установлены на съемных станках и при необходимости их переносили на катера, а остальные шесть - стационарные. На судне имелись две пушки Барановского, водруженные на лафеты. Обычно их использовал корабельный десант. Эти пушки имели небольшую массу, поэтому их можно было легко выгрузить на катер или баркас и вручную доставить на берег. Они всегда стояли на верхней палубе. Кроме того, на борту «Аскольда» размещались два 37/23 -миллиметровые орудия Гочкиса, часто используемые на баркасах крейсера, а также пулеметы «Максим», предназначавшийся для вылазок корабельного десанта.

На станках, сконструированных Меллером, были размещены на батарейной палубе еще двенадцать 75/50-миллиметровых орудий Канэ без щитов. Их боекомплект, рассчитанный на 2,5 часа, составлял по 650 выстрелов для каждой пушки. Всего насчитывалось 2116 чугунных и 1500 бронебойных снарядов.

Минно-торпедное вооружение было представлено четырьмя надводными и двумя подводными 381-миллиметровыми аппаратами. Кроме того, на борту судна имелись еще две 254-миллиметровые торпедные установки, предназначенные для катеров.

Энергетическая установка

Машинно-энергетическое оборудование занимало пять котельных и два машинных отделения. Оно было разработано фирмой «Германия». Каждая из трех основных вертикальных четырехцилиндровых паровых машин имела свой винт.
Пар для машин давали 9 котлов Торникрофта-Шульца. Один размещался в пятом, а остальные были распределены попарно по четырем котельным отделениям.

Поверхность колосников составляла 107 м², максимальное давление пара - 17 кгс/см², а суммарная нагревающаяся поверхность котлов - 5020 м². Расход угля равнялся 1 кг/л.с. в час, КПД - 60 %, а паропроизводительность каждого из котлов - 21,2 т/ч. Запас топлива в 720 тонн мог обеспечить дальность плавания лишь на 2340 миль, вместо запланированных 6500. Расход угля на максимальном ходу не превышал 18 т/ч.

Ходовые качества

Руль у «Аскольда» - полубалансирного типа. Его рама изготавливалась из литой стали, а затем обшивалась металлом толщиной 8 мм и заполнялась пробкой. Паровая машина управления крейсером позволяла с легкостью перекладывать руль на полном ходу с одного борта на другой всего лишь за 30 секунд.

Золотник рулевой машины координировался с четырех постов, где размещались штурвалы либо с электрическим, либо с гидравлическим приводами в кормовой, боевой и ходовой рубках, а также в румпельном отделении. Минимальный ход корабля составлял 10 узлов. Судно можно было развернуть на месте, используя только машины и не применяя при этом руль.

Команда корабля и обитаемость

В самом начале штатный экипаж судна состоял из 21 офицера, 9 кондукторов и 550 нижних чинов (матросов и унтер-офицеров). Незадолго до Первой мировой количество военнослужащих на корабле увеличилось еще на 70 человек. На крейсере «Аскольд» помещения, где жили члены команды, были размещены в кормовой части судна на броневой, а также под полубаком жилой палубы.

Каюты командного состава и офицеров были одноместными и располагались, начиная от 72-го шпангоута, и шли в сторону кормы. Там же находилась и кают-компания. Кроме помещений для матросов на жилой палубе еще находились корабельная церковь, лазарет, камбуз, баня и аптека.

Начало службы

В середине января 1902 года на «Аскольде» был поднят гюйс и флаг. С этого момента корабль официально встал в строй флотилии Российской империи. 27 января он покинул Киль и отправился в Либаву. 18 июня крейсер посетил сам император Николай II. Во время стоянки в довооружили. Тогда на него была установлена радиостанция, собранная в местной Минной мастерской. Кроме того, крейсер «Аскольд» оснастили приборами Гейслера к торпедным аппаратам и орудиям, пулеметами, ограничителями углов обстрела и прицелами. Были проведены переговорные трубы к элеваторам со снарядами, дооборудованы артиллерийские погреба и изготовлен минный плотик. Также судно укомплектовали полным набором боеприпасов и вооружения согласно штату.

В конце августа Николай II опять посетил «Аскольд», но уже в сопровождении семьи и греческой королевы Ольги Константиновны. Гости пожелали экипажу корабля счастливого плаванья. В начале сентября бронепалубный крейсер покинул Кронштадт и отплыл на Дальний Восток. На его борту находился и А. Н. Крылов - будущий советский академик.

В феврале 1903 года судно прибыло в Порт-Артур. С этого момента корабль стал частью эскадры, входящей в состав Тихоокеанского флота Российской империи. В январе следующего года командир «Аскольда» Рейценштейн был назначен начальником целого отряда крейсеров, а на его место пришел Грамматчиков.

Боевое крещение

Российский флот с крейсером «Аскольд» Русско-японская война, начавшаяся к вечеру 26 января 1904 года, застала стоящим у Порт-Артура. Тогда японские миноносцы впервые атаковали нашу эскадру. В середине февраля «Аскольд» вместе с еще двумя крейсерами «Новик» и «Баян» были втянуты в перестрелку с четырьмя боевыми кораблями противника. Пятого мая бронепалубный крейсер участвовал в прикрытии транспорта «Амур», ставившего минное заграждение неподалеку от Порт-Артура.

В конце июля того же года русская эскадра Тихоокеанского флота вышла в море с одной целью - прорваться во Владивосток. «Аскольд» возглавлял отряд кораблей, который следовал в составе кильватерной колонны вслед за броненосцами. Тогда же и завязался бой с японцами в Желтом море. Большинство кораблей русского отряда повернули обратно в Порт-Артур, тогда как «Новик» и «Аскольд» решили пойти на прорыв. Известно, что бой был довольно жестоким. Однако русские моряки сумели выстоять, проявив при этом необычайную стойкость и героизм. В 19 ч 40 мин русским крейсерам удалось прорваться сквозь японское заграждение.

«Аскольду» - лучшему крейсеру Порт-Артурской эскадры - в ходе боя были нанесены довольно серьезные повреждения. Кроме того, ранения получили 48 человек, а также были убиты десять матросов и один офицер. 11 августа этот героический корабль вместе с канонерской лодкой «Манджур» и миноносцем «Грозовым» спустил флаг. Несколько деталей машин, винтовки, замки орудий и боевые отделения торпед были сняты с судов и сданы в арсенал. Крейсер после вывода из дока оставался стоять какое-то время у пристани Общества КВЖД.

Дальнейшая судьба корабля

История крейсера «Аскольд», входившего в число кораблей Сибирской флотилии, была насыщена событиями:

  • 1914 год - участие в поисках крейсера «Эмден» и германских угольщиков, конвойная служба в водах Индийского океана, операции, проводившиеся на Средиземном море, захват немецкого парохода «Хайфа», уничтожение двух турецких судов.
  • 1915 год - обстрел и разрушение железнодорожного моста у Триполи, задержание персидского парохода с турецкими военнослужащими на борту, проведение Дарданелльской операции, во время которой корабль обстреливал береговые позиции противника.
  • 1916 год - находился в составе десанта, захватившего греческие форты. В августе на бронепалубном крейсере «Аскольд» в снарядном погребе прозвучал взрыв, причину которого следствие так и не смогло установить. Несмотря на полное отсутствие каких-либо улик, суд выдвинул обвинение восьми матросам, четверо из которых вскоре были расстреляны.
  • 1918 год - захвачен иностранным десантом и передан англичанам, которые переименовали его в «Глори IV» и сделали из него плавучую казарму.
  • 1921 год - возвращен на родину после оплаты затрат по его содержанию, а затем продан немцам на металлолом.

В заключение

К сожалению, в небольшой публикации невозможно дать развернутую характеристику судна. Тем же, кто заинтересовался этой темой, будет не лишним ознакомиться с монографией В. Я. Крестьянинова «Крейсер «Аскольд», вышедшей в 2012 году. Здесь дано полное техническое описание корабля, история постройки и рассказы о его героических походах.

Модель крейсера «Аскольд», выполненную еще в далеком 1900 году, можно увидеть в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга. Макет корабля есть также и в Гамбурге (Германия). Он выставлен на показ в Международном морском музее на одном из стендов, посвященных событиям Русско-японской войны.

Развитие проекта "Варяга" с улучшенной защитой, более удачным расположением орудий и надежной энергетической установкой.

постройка верфь Германия, Киль

заложен 8.06.99

спущен 3.03.1900

укомплектован янв. 1902

водоизмещение 5.950/5.860 т.

размерения 123,3/130/132,1х15,6х6,2 м

механизмы 3 вала ВТР, 19 котлов Шульца-Торникрофта; 19.000л.с.=23уз, испытания 20.017=23,36уз. форс. 23.600=24,5 уз

уголь 720/1.100 т.

дальность 1.550 (23,2), 3.250 (13,5), 4.300 (10) миль

броня (круп.) щиты орудий 25, рубка 152/30, подача 38, палуба 51-76 (скосы), гласис над МО 102, защита ТА 37-63 мм

вооружение 12-152/45, 12-75/50, 8-47/43, 2-37/23, 2-63,5/19 (дес), 6 ТА 381мм (2 подводных, 4 надводных)

экипаж 20/514 чел

Строился в Киле на немецкой верфи «Германия»; заложен в 8 июня 1899, спущен на воду 2 марта 1900, вступил в строй в 1902. Службу в российском военном флоте начал в составе Балтийского флота, а в 1903 был направлен на Дальний Восток.

В начале Русско-японской войны «Аскольд» являлся одним из наиболее активно действующих кораблей порт-артурской эскадры. Крейсер участвовал во всех её операциях: вёл артиллерийские бои с японскими кораблями, прикрывал свои миноносцы и отбивал атаки вражеских, досматривал подозрительные торговые суда.

10 августа (28 июля по старому стилю) 1904 «Аскольд», на котором держал флаг флаг командир отряда крейсеров контр-адмирал Рейценштейн, вместе с порт-артурской эскадрой участвовал в неудавшемся прорыве во Владивосток. Прорвавшись вместе с крейсером «Новик» мимо японской эскадры, «Аскольд», получивший тяжёлые повреждения, пришёл в Шанхай, где был интернирован до конца войны. После войны входил в состав Сибирской флотилии.

В начале первой мировой войны «Аскольд», находившийся на Дальнем Востоке, вошёл в состав союзной англо-французской эскадры для действий против немецких крейсеров адмирала Шпее. Позже он был направлен на Средиземное море, где принимал участие в боевых действиях против Турции и Австро-Венгрии, в том числе и в Дарданелльской операции. После длительного ремонта во Франции (с марта 1916) «Аскольд» в июне 1917 прибыл в Мурманск и вошёл в состав эскадры Северного Ледовитого океана.

В 1918 захвачен англичанами в Кольском заливе. Крейсер участвовал в операциях интервентов, а позже вошёл в состав британского флота под названием «Glory IV». В 1922 выкуплен Советской Россией, но ввиду плохого технического состояния продан на слом и отбуксирован в Гамбург, где и был разобран.

В. Я.Крестьянинов, С. В. Молодцов. Крейсер «Аскольд»

Флот получает новый быстроходный крейсер

11 апреля 1901 года «Аскольд» первый раз вышел в море. Начались заводские испытания механизмов корабля. В этот день из-за неисправности питательных помп, подающих воду в котлы, не удалось поднять давление пара свыше 14 атм, тем не менее крейсер развил скорость 18,25 уз, что для первого выхода было неплохо. Через 5 ч испытаний заметили убыль воды в переднем и двух задних котлах, а вслед за тем в каждом из этих котлов разорвалось по одной трубке; испытания пришлось прервать и возвратиться в Киль. Во избежание возможных недоразумений русские офицеры и команда в обслуживании механизмов не участвовали. Наблюдающие за постройкой потребовали устранить все недостатки, замеченные на испытании.

Кроме того, дала о себе знать сильная вибрация: командирский мостик дрожал так, что стрелка магнитного компаса металась в разные стороны. Начались работы по подкреплению мостика, хотя инженеры фирмы сочли вибрацию не выходящей за пределы, свойственные быстроходным крейсерам. 23 мая крейсер вновь вышел на заводские испытания. Представители фирмы надеялись на этом выходе достигнуть контрактной скорости, однако главные машины работали со стуком, и русские специалисты потребовали прекращения выходов в море, тщательного осмотра подшипников и устранения причин стука. По сравнению с первым выходом значительно увеличилась вибрация корпуса, особенно в корме в районе гребных винтов. Пока проходила ревизия подшипников и выяснялись причины вибрации корпуса, решался и ряд организационных вопросов: дело в том, что до начала официальных испытаний подводную часть крейсера предстояло очистить и покрасить в доке. В Киле свободного дока не оказалось, и решили использовать док в Гамбурге, но для перехода туда требовалось застраховать корабль, который не принадлежал формально русскому флоту. Для страхования крейсера на время перехода из Киля в Гамбург и обратно немецкое страховое общество, имевшее договор

с фирмой, потребовало, чтобы корабль шел под немецким коммерческим флагом под командованием немецкого же шкипера. В то же время Главный морской штаб предписывал командиру поднять флаг русского торгового флота. После обмена телеграммами управляющий Морским министерством разрешил переход туда и обратно под немецким коммерческим флагом.

К началу июня машины были перебраны, осмотрены и исправлены в соответствии с замечаниями наблюдающих. 9 июня 1901 года крейсер снова вышел в море, механизмы работали лучше, и Н.К.Рейценштейн согласился на переход в Гамбург. К этому времени крейсер был готов к испытаниям по механической части, но задерживали незаконченные работы в артиллерийских погребах. Чтобы ускорить окончание постройки и приемку корабля, программу приемных испытаний разделили на два этапа: на первом этапе проводили ходовые испытания и приемку механизмов и систем, продолжая работы в погребах; на втором - испытывали и принимали погреба.

К 12 июня завод закончил замену труб главного паропровода, и «Аскольд» пошел Кильским каналом в Гамбург и 14 июня был введен в плавучий док фирмы «Блом унд Фосс». Работы по устранению повреждений, очистке и покраске подводной части завершили 21 июня, и в тот же день «Аскольд» вышел из дока.

Обратно в Киль крейсер пошел вокруг полуострова Ютландия Северным морем и Датскими проливами - руководство фирмы хотело опробовать крейсер при более продолжительном плавании. В Северном море крейсер шел под двумя машинами со скоростью 15 уз. Вибрация при этом была незначительной, но при перекладке руля на какой-либо угол заметно увеличивалась. Устройство разобщения линии вала среднего винта оказалось крайне неудачным: чтобы ввести в действие среднюю машину, требовалось 1,5 ч.

23 июня «Аскольд» ошвартовался на своем месте у стенки верфи в Киле. До этого перехода существовало опасение, что из-за большой площади пяти труб крейсер при боковом ветре будет сильно сносить и кренить, но при боковом 4-балльном ветре крена и значительного бокового дрейфа не наблюдалось. Главные машины на переходе работали намного лучше, чем на предыдущих выходах.

24 июля приемная комиссия в составе 16 человек под председательством Н.К.Рейценштейна собралась на «Аскольде» и приступила к официальной приемке крейсера, продолжавшейся до 6 января 1902 года. Комиссия тщательно осмотрела корпус, затем начались последовательные испытания вспомогательных механизмов, систем и устройств крейсера. 25 июля 1901 года «Аскольд» выходил на 24-часовую пробу для притирки подшипников. Машинам давали только до 90-95 об/мин, так как подгонка оказалась неудовлетворительной. Пришлось вернуться в Киль.

28 июля провели испытание стрельбой артиллерийских установок. При выстрелах из 152-миллиметровых орудий получали повреждения надстройки, двери, иллюминаторы, шкафчики, срывались с места плафоны, штепсели и даже вылетели стекла двух носовых прожекторов. Стрельба из кормовых бортовых 152-миллиметровых орудий под углами к диаметральной плоскости, меньшими 30°, грозила серьезными разрушениями надстройки.

19 августа на предварительной пробе перед приемными испытаниями машины развили суммарную мощность 21 200 л.с., что обеспечило скорость 23,25 уз; средняя же скорость за 10 пробегов в течение 3 ч при 4-бальном ветре и 121 об/мин составила 21,85 уз. Комиссия нашла возможным допустить корабль к официальным испытаниям после исправления в машине ряда мелких неисправностей.

6 сентября «Аскольд» вышел на официальные испытания на Данцигскую мерную милю: предстояло развить наибольшую контрактную скорость 23 уз и определить число оборотов машин при этой скорости. Для приведения осадки корабля в соответствие с контрактом массу недостающих грузов возместили водой и углем, при этом водоизмещение крейсера составляло 5950 т. Завод предоставил для испытаний отборный кардифский уголь и опытных кочегаров.

Погода не благоприятствовала испытаниям - дождь, пасмурно, временами находил туман, состояние моря - 2 балла, ветер - 3 балла, температура воздуха + 11 °С. Средняя скорость из четырех пробегов по две мили составила 23,39 уз, она и стала наибольшей официальной скоростью «Аскольда». Входные люки кочегарок на испытании держали открытыми, и котлы работали при естественной тяге. Усилия кораблестроителей и механиков были вознаграждены - контрактная скорость достигнута. Паровые машины работали исправно, и все было бы хорошо, если бы не стук в подшипниках и слегка «парившие» сальники цилиндров. Теперь предстояло подтвердить достигнутую скорость на двух непрерывных шестичасовых испытаниях механизмов на полную мощность, причем какой-либо ремонт между пробегами не допускался.

Несмотря на ряд неполадок, затягивающих испытания, Н.К.Рейценштейн отмечал в рапорте в ГМШ, что «с каждым разом машины улучшаются, сам крейсер - вполне хороший корабль». Продолжительная доводка машин, по мнению Рейценштейна, объяснялась отсутствием опыта испытаний у инженеров и рабочих фирмы.

15 сентября у острова Борнхольм состоялось первое шестичасовое официальное испытание крейсера. Весь следующий день стоял густой туман, и второй пробег состоялся только 17 сентября. На первом испытании средняя скорость составила 23,59, на втором - 23, 83 уз, а временами превышала 24 уз.

Еще в марте 1900 года председатель МТК вице-адмирал И.М.Диков, рассматривая контрактные чертежи «Аскольда», обратил внимание на очень низкие мачты крейсера. В результате Н.К.Рейценштейн получил приказание обсудить с фирмой вопрос об увеличении высоты рангоута. Через некоторое время чертежи новых мачт были готовы, но фирма настолько боялась штрафов за недостижение контрактной скорости, что настояла на отсрочке установки высоких мачт после испытаний.

Долгую переписку с МТК пришлось вести Н.К.Рейценштейну и по поводу сооружения ходовой рубки на верхнем мостике, которой в проекте не предусматривалось - командир, вахтенный офицер, рулевой должны были стоять на мостике в любую погоду, открытые всем ветрам во время продолжительных плаваний. Уже первые выходы «Аскольда» на испытания показали необходимость устройства закрытой ходовой рубки, и командир обратился за разрешением в МТК сделать дополнительный заказ фирме, первоначально получив отказ. Тем не менее настойчивость командира крейсера победила, и рубка была построена.

Дополнительное испытание главных механизмов состоялось 3 ноября в Кильской бухте. Машины работали плавно, без стука в подшипниках и травления пара и при 128 об/мин развили мощность 23 500 л. с., при этом значительно уменьшилась вибрация. Через 2 ч 20 мин полного хода комиссия, убедившись в выполнении всех требований, заявила об окончании ходовых приемных испытаний. После испытания устройства разобщения линии валов машин задержанный в море туманом крейсер 4 ноября вернулся в Киль.

На корабле приступили к очистке механизмов, машинных и котельных отделений, трюмов, началась замена рангоута на новый.

6 января 1902 года официальная приемка «Аскольда» закончилась, но оставался ряд работ, которые по различным причинам отложили до прихода в Россию; среди них наиболее важной была установка подкреплений наружного борта в корме.

Несмотря на недоделки, приемная комиссия постановила выдать фирме свидетельство на получение последнего платежа согласно контракту, но с оговоркой, что все недоделанное из-за недостатка времени, материалов, неблагоприятной погоды, неумения и указанное в акте будет устранено за счет фирмы в русских портах.

12 января под звуки оркестра и залпы артиллерийского салюта на крейсере были торжественно подняты Андреевский флаг, гюйс и вымпел.

Подведем некоторые итоги строительства «Аскольда» и сравним его с другими крейсерами кораблестроительной программы 1898 года - «Варягом» и «Богатырем». Быстрее всех строился «Варяг»: он вышел на официальные испытания через два года с начала постройки, «Аскольд» и «Богатырь» строились на год дольше. Зато «Варяг» оказался и самым дорогим: полная стоимость вместе с вооружением и боезапасом составила 6 млн руб. золотом. Стоимость «Аскольда» составила 5 млн руб., а «Богатыря» - 5, 5 млн руб. В первую очередь это объясняется в 2-3 раза большей, чем в Германии, стоимостью рабочей силы на верфях США.

Все три крейсера имели одинаковый состав вооружения. Но расположение артиллерии с точки зрения лучшего управления огнем удачнее было на «Аскольде». Все его 152-миллиметровые орудия располагались на верхней палубе, а 75-миллиметровые орудия - палубой ниже. На «Богатыре» 152-и 75-миллиметровые орудия в средней части стояли вперемежку, что затрудняло управление их стрельбой, но у него в бортовом залпе могло участвовать восемь орудий главного калибра, у «Аскольда» - семь, а у «Варяга» - шесть.

Новейший крейсер русского флота имел длинный зауженный корпус: при наибольшей длине 131,2 м ширина равнялась 15 м, то есть их соотношение составляло 8,7.

Распределение нагрузки масс крейсера «Аскольд»

Тактико-технические элементы крейсера I ранга «Аскольд»

ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерийское, количество орудий:

152-мм Канэ......12

75-ммКанэ......12

47-ммГочкиса......8

37-ммГочкиса......2

63,5-мм десантные Барановского.....2

7,62-мм пулеметы «Максим»......2

Торпедное, количество аппаратов:

381-мм надводные......4

381-мм подводные......2

БРОНИРОВАНИЕ, мм:

палуба......40(10+30)

скосы палубы.....75 (15+60) и 100 (10+30+60)

боевая рубка, стенки/крыша и палуба.....150/40

КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Водоизмещение, т

проектное......5900

нормальное......6000

Главные размерения, м:

длина по грузовой ватерлинии.....130,00

длина наибольшая......131,20

ширина по грузовой ватерлинии.....15,00

ширина наибольшая......16,87

осадка носом......6,20

осадка на миделе......6,22

осадка кормой......6,30

Скорость полного хода, уз:

проектная.......23

на приемных испытаниях......23,83

Дальность плавания экономическим ходом 10 уз при нормальном запасе топлива, миль:

проектная......6500

фактическая......2340

Мощность механизмов, л.с.:

проектная......19000

на приемных испытаниях......20434

максимальная......23500

Экипаж, чел.......580

Корпус крейсера был собран по клетчатой (бракетной) системе набора. К вертикальному килю (высота в средней части 1844 мм, в оконечностях 1100 мм, толщина 16-11 мм) крепились литые фор- и ахтерштевни. Параллельно килю располагались шесть днищевых стрингеров, причем крайние были водонепроницаемыми и ограничивали междудонное пространство.

Шпангоуты устанавливались со шпацией 1100 мм; их нумерация, как принято в германском флоте, велась с кормы в нос. На каждом пятом шпангоуте стояли водонепроницаемые сплошные флоры, между 115-13 шп. располагалось двойное дно. В машинных отделениях второе дно продолжалось вдоль бортов до уровня броневой палубы, образуя межбортовое пространство шириной 575 мм.

Вдоль бортов посередине между крайними днищевыми стрингерами и нижней кромкой броневой палубы шел бортовой стрингер, соединявшийся в носовой и кормовой частях с палубами платформы. Для обеспечения живучести при боевых повреждениях корпус разделялся водонепроницаемыми переборками на 13 отсеков.

Крейсер имел три палубы: верхнюю (толщиной 9,5 мм в средней части и 7 мм в оконечностях), батарейную, или жилую (6 мм), броневую - платформы. На палубах был настлан линолеум: на верхней - толщиной 7 мм, на других - 3,5 мм.

Килевые пояса имели толщину 12 мм в средней части корпуса и 10 мм в оконечностях, бортовые пояса 8-11 мм, а скуловой, ширстречный и у ватерлинии 13 мм. Кроме того, ширстречный пояс выше бортовых иллюминаторов удваивался листами толщиной 10 мм.

По всей длине корабля у ватерлинии располагались бортовые коффердамы шириной 0,8 м и высотой на 1,2 м выше ватерлинии. По проекту они должны были заполняться маисовой целлюлозой и служить дополнительной защитой. Предполагалось, что при поступлении воды через небольшие пробоины целлюлоза разбухнет и перекроет течь. Опыты с применением такой защиты на флотах других стран оказались неудачными, и в ходе постройки «Аскольда» МТК принял решение коффердамы оставить пустыми.

Для защиты от коррозии, а также обрастания водорослями и ракушками подводная часть корпуса покрывалась красной краской «Интернациональ» фирмы «Гольцалфель».

Междудонное пространство изнутри было покрыто слоем портландского цемента толщиной 13-50 мм.

В местах, где сталь корпуса крейсера соприкасалась с медью и ее сплавами (дейдвудные трубы, кингстоны), размещались протекторы - цинковые бруски.

Угольные ямы располагались на протяжении 50-97 шп. как под броневой палубой, так и на ней, вдоль бортов, и служили дополнительной защитой.

По всей длине корабля проходила броневая карапасная палуба; ее нижняя кромка в средней части корпуса шла на 1400 мм ниже ватерлинии. Над котельными и машинными отделениями верхний край горизонтальной части броневой палубы находился на 390 мм выше ватерлинии. Скосы палубы составляли с горизонтальной ее частью угол в 37° и переходили в нее плавно, с закруглением радиуса 500 мм.

Все отверстия для дымовых труб и вентиляторов имели броневые решетки, а угольные горловины и спусковые люки - броневые крышки. Броневые плиты палубы состояли из двух слоев: нижнего из кораблестроительной стали 10 и 15 мм и верхнего из легированной никелевой брони в 30 и 60 мм.

Горизонтальная часть броневой палубы имела толщину 40 (10+30), скосы 75 (15+60) и 100(10+30+60) мм. Основания дымовых труб и элеваторы подачи боеприпасов прикрывались от броневой до жилой палубы 40-мм вертикальными броневыми плитами. Спуск в румпельное отделение защищался наклонным 100-мм броневым комингсом. Надводные торпедные аппараты защищались вертикальной 60-мм броней, а снизу и сверху - 30-мм.

Боевая рубка имела 150-мм вертикальную броню стенок и такой же толщины траверз, прикрывавший вход, а крыша и палуба - 40 мм.

Приводы руля, машинных телеграфов, переговорные трубы, выходящие из боевой рубки, помещались в бронированной трубе диаметром 400 и толщиной 80 мм.

Машинно-котельная установка размещалась в двух машинных и пяти котельных отделениях. Три главные четырехцилиндровые вертикальные паровые машины тройного расширения системы фирмы «Германия» работали каждая на свой винт. В носовом машинном отделении располагались машины, именовавшиеся «бортовыми». В кормовом машинном отделении находилась машина, работавшая на средний винт. Правый и левый винты вращались в сторону, одноименную с бортом, средний же был левого вращения. Каждая машина имела по одному цилиндру высокого и среднего и по два цилиндра низкого давления диаметрами соответственно 930,1440 и 1630 мм, с ходом поршня 950 мм, и собственный конденсатор с охлаждающей поверхностью 1980м2.

Пар для машин давали девять котлов Торникрофта-Шульца, восемь из которых размещались попарно в четырех котельных отделениях, а один - в пятом. Наибольшее допустимое давление пара составляло 17 кгс/см2, общая поверхность колосников - 107 м2, а общая нагревательная поверхность котлов - 5020 м2. Паропроизводительность одного котла равнялась 21,2 т/ч, КПД - 60%, расход угля - 1 кг/л.с. в час.

Нормальный запас угля в 720 т обеспечивал дальность плавания всего 2340 миль вместо проектных 6500, но выяснилось это позднее, в ходе эксплуатации. Полный запас топлива составлял 1050, а усиленный -1250 т, расход угля на полном ходу-18 т/ч.

Водоотливная система на «Аскольде» отличалась от кораблей более ранней постройки отсутствием единой магистральной трубы, проходившей вдоль всего корпуса. При старой системе все водоотливные средства могли откачивать воду из любого отсека, на «Аскольде» же любой из отсеков осушался от воды собственными средствами. Во всех котельных отделениях, в пятом и одиннадцатом отсеках стояли центробежные водоотливные насосы (турбины) с электрическим приводом, в дополнение к ним на верхней и батарейной палубах находились четыре ручные помпы Стона.

Для удаления из отсеков небольшого количества воды предназначалась осушительная система, состоявшая из трубопроводов и паровых поршневых насосов Вортингтона, имевшихся в каждом отсеке.

Система затопления погребов обеспечивала их заполнение водой в течение 15 мин. Вода поступала в погреба самотеком при отпирании забортного кингстона. Штоки клапанов были выведены в батарейную палубу и имели навинчивающиеся крышки с замками для предотвращения несанкционированного затопления. Система трубопроводов и клапанов позволяла затопить как каждый погреб в отдельности, так и целые группы смежных погребов. Удалялась вода через спускные клапаны в междудонное пространство, а затем откачивалась за борт.

Противопожарная система включала в себя магистральную трубу, проходящую под броневой палубой и разобщающуюся с помощью клинкетов на три независимые части. Отростки труб, выходящие выше броневой палубы к пожарным рожкам, в случае боевых повреждений могли отключаться специальными клинкетами. Воду в пожарную магистраль подавали насосы Вортингтона осушительной системы, которые в данном случае использовались как трюмно-пожарные помпы. Для противопожарных целей могли применяться и ручные помпы Стона. Для тушения пожаров в угольных ямах с помощью пара имелись специальные паропроводы от главных котлов. Чтобы облегчить выход людей из машинных и котельных отделений при больших пожарах, в выходных шахтах предусматривались душевые воронки, создающие водяную завесу.

Водоснабжение корабля обеспечивалось несколькими системами: забортной, пресной мытьевой и питьевой воды. Система забортной воды снабжала водой ванны, гальюны, душевые в котельных отделениях. Система береговой пресной воды снабжала умывальники, баню, прачечную, лазарет, буфеты, камбузы. Система опресненной воды (питьевой), получаемой корабельными опреснителями, подавала воду в баки для питья, буфеты, камбузы и так далее. Роль водонапорных башен на крейсере выполняли цистерны, расположенные над верхней палубой на надстройках. Запас пресной воды (53 т) хранился в покрытых цементом цистернах междудонного пространства и был рассчитан на 17 сут. Кроме этого, имелся запас воды для мытья - 83 т.

Нормальный запас котельной воды составлял 123 т, что было достаточно для работы пяти котлов на 10 дней ходом 15 уз. Полный запас котельной воды (370 т) мог обеспечить плавание в течение месяца. В кормовом машинном отделении стояли два опреснителя забортной воды, дававшие в сутки 280 т пресной воды для котлов и для питья.

Помещения крейсера обогревались системой парового отопления. Пар из главных котлов давлением, уменьшенным до 2 атм, по паропроводам поступал в батареи, отработавший пар конденсировался и по трубам отводился в цистерны пресной воды.

Система вентиляции на крейсере делилась на естественную и искусственную. При ее проектировании (также как и в случае с водоотливной и осушительной системами) было выполнено требование избежать прорезания трубами главных и, по возможности, второстепенных переборок. В каждом отсеке имелись свои вентиляторы. Особое внимание уделялось вентилированию машинных и котельных отделений. В кочегарках стояли по два нагнетательных центробежных вентилятора системы Блэка с паровым приводом. Каждое машинное отделение вентилировалось одним нагнетательным и одним вытяжным центробежным вентиляторами с электрическим приводом. В помещениях над котельными отделениями использовался эффект увеличения естественной тяги от нагревания вентиляционных шахт горячим воздухом. Под броневой палубой в нос и в корму от машинных и котельных отделений вентиляция осуществлялась винтовыми электрическими вентиляторами. Помещения выше броневой палубы имели естественную вентиляцию, исключение составляли сушилки для белья, провизионные погреба и помещение малых динамо-машин.

В артиллерийских погребах работала отдельная вентиляция с охлаждением нагнетаемого воздуха. В вентиляционных трубах, ведущих в погреба, для предупреждения попаданий молнии были установлены изоляторы. Требовали особого внимания и периодической вентиляции и угольные ямы, где не исключалась возможность самовозгорания угля, выделяющего легковоспламеняющиеся газы. Для контроля за температурой во всех угольных ямах были устроены специальные температурные трубки, идущие от дна ям до батарейной палубы.

При вступлении в строй крейсер имел на вооружении по двенадцать 152-мм и 75-мм, восемь 47-мм, три 37-мм, две 63,5-мм пушки и два пулемета.

152-мм орудия изготавливались на Обуховском заводе по лицензии французского инженера Канэ и находились на верхней палубе и носовой надстройке, 75-мм орудия, также системы Канэ, на станках конструкции Меллера располагались на батарейной палубе без щитов.

Шесть 47-мм орудий системы Гочкиса устанавливались стационарно, а два - на съемных станках и могли переноситься на паровые катера. Аналогично два 37-мм орудия Гочкиса можно было использовать на барказах крейсера.

Два 63,5-мм десантных орудия Барановского на колесном лафете предназначались для корабельного десанта. Их небольшая масса позволяла выгружать их с крейсера стрелой на барказ или катер и вручную доставлять на берег. На корабле они устанавливались на верхней палубе, как и два 7,62-мм пулемета системы Максима.

Боекомплект для 152-мм орудий рассчитывался на 3 ч боя по 180 выстрелов на орудие и состоял из 564 бронебойных, 564 фугасных, 624 чугунных, 372 сегментных снарядов. Для 75-мм расчет велся на 2,5 ч боя по 650 выстрелов и боекомплект включал 1500 бронебойных и 2116 чугунных снаряда. После Русско-японской войны чугунные и сегментные снаряды заменили фугасными.

Артиллерийский боезапас хранился в 12 погребах (шесть из них предназначались для 152-мм, три для 75-мм и три для малокалиберной артиллерии), общая вместимость составляла 2204 152-мм, 3616 75-мм, 5990 47-мм и 1620 37-мм выстрелов.

Подача снарядов, зарядов и унитарных патронов из погребов осуществлялась 14 электрическими элеваторами (восемь для главного калибра и по три для 75-мм и малокалиберных орудий) или резервным способом - ручными лебедками. В случае выхода их из строя предусматривалась ручная подача с помощью талей, но скорость подачи элеваторами была в три раза выше.

Боезапас хранился в погребах и подавался на палубы в беседках. От элеваторов к орудиям беседки по рельсовым путям растаскивались вручную. Хранение боезапаса в беседках обеспечивало высокую скорость подачи, но сокращало полезный объем погребов.

Специальных приспособлений для погрузки снарядов на корабль не было: их грузили вручную, либо по трапам с баржи или со стенки, либо через открытые порты 75-мм орудий.

На верхнем мостике и кормовой надстройке размещались два дальномера системы Барра и Струда. Управление артиллерийским огнем из боевой рубки обеспечивала электрическая система Н.К.Гейслера.

С учетом углов обстрела орудий и расположения бронирования наивыгоднейшими для артиллерийского боя крейсера были курсовые углы от 45 до 60° для обоих бортов.

За время службы корабля артиллерийское вооружение изменялось: в осажденном Порт-Артуре «Аскольд» оставил два 75-мм, два 47-мм орудия, пулеметы и обе пушки Барановского. Впоследствии два носовых порта 75-мм орудий заделали. Во время Первой мировой войны были сняты два 47-мм и установлены два 57-мм английских, два 47-мм французских зенитных орудия и четыре пулемета.

Крейсер имел шесть 381-мм торпедных аппаратов для стрельбы минами Уайтхеда. На батарейной палубе в диаметральной плоскости располагались носовой и кормовой аппараты с воздушной системой стрельбы. Из четырех бортовых аппаратов два подводных системы Армстронга имели воздушную, а два надводных Путиловского завода - пороховую систему стрельбы. Носовой, кормовой и подводные аппараты были неподвижными, надводные бортовые могли поворачиваться на яблоневом шарнире в пределах 45° впереди и 35° позади траверза. В боевой рубке имелись прицелы для каждого аппарата, команда на выстрел передавалась электрическими указателями. Кроме того, каждый аппарат снабжался визирным постом с минным прицелом, позволявшим вести самостоятельную стрельбу.

На борту хранилось 14 мин Уайтхеда (торпед): 12 - у аппаратов на поворотных стеллажах, а две запасные для подводных аппаратов - в кормовом минном отделении.

Для вооружения паровых катеров имелись два съемных аппарата и метательные мины. Баллоны торпед и аппаратов воздушной системы стрельбы наполнялись сжатым воздухом с помощью трех компрессоров Шварцкопфа, располагавшихся ниже броневой палубы; на перезарядку аппарата требовалось 10 мин. После Русско-японской войны бортовые надводные аппараты демонтировали.

В специальном минном погребе в кормовой части хранилось 35 мин заграждения образца 1898 го-да, для их постановки на борту размещался разборный минный плотик образца Черноморского флота, поднимавший шесть мин. На его сборку и спуск на воду требовалось 20 мин, еще 10 - на погрузку мин. Мины сняли с крейсера в Порт-Артуре.

Для защиты от торпед «Аскольд» имел съемное сетевое заграждение, состоявшее из стальных шестов, шарнирно крепившихся к борту, стальных сетей и оснастки. При постановке шесты устанавливались перпендикулярно борту, раскреплялись оттяжками и к их концам подвешивалась сеть. Ее двадцать полотнищ размером 7,6x6 м состояли из сплетенных металлических колец диаметром 152 мм. По походному шесты раскреплялись вдоль борта, а свернутые сети укладывались на полках.

К минному вооружению относилось и все электрооборудование. На крейсере источником электроэнергии служили шесть паровых динамо-машин фирмы «Сименс и Гальске» общей мощностью 336 кВт. Четыре из них, по 67 кВт, располагались под броневой палубой, а две, по 34 кВт, - в отдельной рубке на верхней палубе.

Корабельная электрическая сеть постоянного тока напряжением 105 В состояла из трех кольцевых магистралей - для питания электродвигателей, освещения и прожекторов. Потребителями электроэнергии являлись лебедки элеваторов, водоотливные насосы, 723 электрические лампочки, машинные и рулевые телеграфы, минные и артиллерийские указатели, индикаторы положения руля, телефоны, звонки, колокола громкого боя, шесть прожекторов системы Манжена с диаметром зеркала 75 см с ручным и дистанционным управлением.

«Аскольд» имел руль полубалансирного типа, рама которого изготавливалась из литой стали, обшивалась стальными листами толщиной 8 мм и заполнялась пробкой. Паровая рулевая машина позволяла на полном ходу перекладывать руль с борта на борт за 30 с. Управление золотником рулевой машины осуществлялось с четырех постов, имевших штурвалы с гидравлическим и электрическим приводом в боевой, ходовой и кормовой рубках и в румпельном отделении. При неисправности паровой машины управление рулем переводилось на ручной штурвал в румпельном отделении. Время полуциркуляции при перекладке руля на борт на скорости 10 уз - 3 мин. Минимальный ход, на котором корабль хорошо слушался руля, составлял 10 уз. Крейсер мог развернуться на месте и с помощью одних машин, не применяя руля.

Кроме стандартных деревянных ялов и вельботов, крейсер нес два стальных паровых катера, рабочий барказ, полубарказ и моторный катер. Паровые катера водоизмещением по 12,25 т могли полным ходом 9,35 уз пройти 180 миль и вооружались 47-мм орудием Гочкиса на носу и пулеметом «Максим» на корме; вместо орудия мог устанавливаться метательный аппарат. Рабочий барказ был приспособлен для перевозки орудия Барановского, а два полубарказа вооружены 37-мм пушками Гочкиса.

При вступлении в строй штатная комплектация крейсера выглядела так: 21 офицер, 9 кондукторов, 550 нижних чинов (унтер-офицеров, матросов). В годы Первой мировой войны экипаж составляли 19 офицеров, 11 кондукторов, 620 нижних чинов.