Сетка для шелкографии своими руками. Как делать шелкографию в домашних условиях. Изготовление трафарета вручную


Сейчас я расскажу об эксперименте. Заключался он в печати без использования фотоэмульсии. Сразу сообщаю что эксперимент получился удачным лишь на половину, даже на 1/3.
Итак, вместо фотоэмульсии я использовал самоклеящуюся пленку avery 700. Изображение вырезано на режущем плоттере и выбрано из «центра». Нанесена монтажная пленка, а также было распечатано изображение принтером на обычной офисной бумаге, для совмещения изображений.


Одел футболку на столешницу, на неё расположил изображение, напечатанное на принтере (в том месте где будет печать) и закрепил его с помощью молярного скотча. Далее опустил трафаретную рамку, и наклеил в соответствующем месте пленку с изображением короны. Эту же процедуру проделал на другой рамке, с надписью «король детского садика».



Во время печати, краска продавливалась довольно тяжело, приходилось прилагать большое усилие, чтобы продавить краску через сетку. Тем не менее корона получилась на твердую 5. С надписью всё гораздо хуже. В отдельных участках краска попала под самоклеящуюся пленку, и получились «бугры». Сделал 7 отпечатков, на каждом корона была на отлично, а надпись с буграми, в одних и тех же местах.


В заключении хочу сказать, что возможно пленка просто не до конца приклеилась. Да и выждать надо было пару дней пока клей хорошо схватится, а не печатать сразу. А плёнка довольно плотно сидела на раме, когда я пытался её оторвать. В принципе без фотоэмульсии печатать можно, но не известно сколько оттисков выдержит плёнка.

Трафарет при помощи самоклеящейся пленки.

Я решил использовать немного иной путь, но тут нам без фотоэмульсии не обойтись.
Изображение, вырезанное из самоклеящейся пленки, послужит заменой прозрачной пленке, для засвета (экспонирования).
Как и ранее распечатываем изображение на принтере, оно нам нужно для совмещения (чтобы не скривилось изображение при печати). Далее вырезаем корону и надпись на режущем плоттере, но теперь это нужно сделать в зеркальном отображении. Наносим на раму для шелкографии фотоэмульсию и высушиваем. Я воспользовался строительным феном, чтобы ускорить процесс, но не подносите слишком близко, иначе прожжёте сетку.
Одеваем на столешницу (кстати тут можно почитать ) футболку, сверху ровно кладем изображение на принтере и закрепляем его малярным скотчем. Устанавливаем раму в зажим (лапу).


Убираем подложку с самоклеящейся пленки, и размещаем корону к короне. Далее просто опускаем раму, и изображение приклеивается. Проделываем тоже самое с надписью.



Убираем монтажку, и идём засвечивать изображения. После засвета отдираем самоклейку с рамы и смываем не засвеченную область. Ну вот и всё, трафаретная рамка для шелкографии готова.


Король детского садика как напечатать на футболке

В результате долгих поисков вариантов оформления корпусов натолкнулся в сети на описание шелкографии в домашних условиях. Варианты с трафаретами из оракла, декали, использованный мной вариант с наклейками и другие варианты не прошли проверку временем, что-то (вроде трафаретов) подходит только для достаточно толстых элементов и крупных надписей. Заказать шелкографию для изготовления единичных экземпляров (или мелкой серии, скажем до 5 штук) по приемлемой цене мне не удалось. В итоге появился опыт шелкографии в домашних условиях.

Кратко суть технологии - изготавливается рамка с сеткой, на сетку наносится фотоэмульсия, печатается фотоформа - то что закрыто - маскирует фотоэмульсию от засветки, чтобы незасвеченную фотоэмульсию можно было смыть. Экспонируется под лампой с УФ спектром, промывается - получаем трафарет. Далее продавливаем краску через трафарет ракелем (см ниже) - краска продавливается через вымытые ячейки сита попадает на поверхность по которой печатаем.

Настоятельно рекомендую полазить по инету и посмотреть ролики, почитать что и как, поскольку есть в этой истории нюансы разные - пока не попробуете не уловите смысла. Вот ресурс с толковыми советами роликами http://www.blog.shelkograf.com/ , в сети есть такой курс: Косарев И. - Технология шелкографии 2007 (самопальные уроки по шелкографии) скачать можно в торрент сетях, и т.д. Вот форум где люди более менее профессионально занимаются шелкографией - http://www.agalsea.ru/forum5/

Что для нас хорошо - нам нужно печатать только один цвет, качество для diy тоже приемлемое. Не нужны карусельные станки, не нужны супер качественные трафареты чтобы печатать растр и т.д.

Самопальный ракель-кювета. Изготоавливается из алюминиевого уголка покупается на строительном рынке или в магазине типа Оби или Леруа).
Вырезаем, гнем крепим болтами трешекой. Фотоэмульсия достаточно густая - протекать не должна.

Ракель. Ракельная резина - жесткость - 85. Держатель - из двух кусков вагонки - зажат болтами. Если денег не жалко - можно купить фирменный держатель из алюминия.

Для печати и экспонирования собрал такой стол из брусков старых петель и куска стекла. Экспонирование проводим лампой ДРЛ 400вт без колбы и галогенки 500 ватт. Лампы ставим под стол - через стекло экспонируем. около 40 минут у меня получается. Здесь надо экспериментировать...

Рамки советуют делать из алюминия. Можно заказать в специализирующихся конторах. Правда дороговато выходит. Советуют собирать из дерева - шип паз. Но у меня руки кривые - собрать ровную рамку я не смог - собрал из нее устройство для натяжения сетки, а рамки выпилил из фанеры 15мм.

Сито крепим строительным степлером. Сито - 120 номер (размер ячейки). Штука дорогая но метра (лучше когда погонными продают) хватает на пару тройку рамок.

Рамки стоит покрасить краской чтобы не расслаивались от воды и химии. Ну и если печатать будете часто - лучше заказать алюминиевую рамку.

Из неудавшейся рамки сделал устройство для натяжения сита - болты вставлены в отверстия, гайки - в поперечные отверстия. Прикладываем рамку накрываем сеткой, закрепляем сетку и натягиваем. После того как натянули - крепим сито к рамке.

Следы от крепления сита к рамке для натягивания. Я креплю в процессе натягивания сито кнопками. Края сетки потом обрезаем.

Теперь немного про химию.

Фотоэмульсия. Я использовал двухкомпонентную (какую продали). Состоит из эмульсии и сенсибилизатора. Смешиваем - получаем светочувствительную фотоэмульсию. У меня - Foteco 1010. Но сенсибилизированная эмульсия хранится не долго. Можно пробовать однокомпонентную эмульсию (уже готовую) - типа Foteco 1834.

Краска - я использовал сольвент, 572 серия финский. К краске обязательно берем замедлитель (к 572 сольвенту - 503-99033) - в процессе печати краска сохнет, забивает сито. Замедлитель не дает краске быстро сохнуть, облегчает процесс печати.

Смывки - в процессе печати иногда сито забивается засохшей краской - чистим средством типа Pregan 235S - спрей растворитель. После печати лучше мыть трафарет специальным растворителем. Но если ничего нет - можно обычный 646 или сольвентом. Правда моют плохо, краска сворачивается. Обязательно хотя бы средство типа прегана 235-го иметь, или что-то подобное, screen opener называется.

После того как трафарет не нужен больше - его регенерируют - смывают затвердевшую эмульсию. Есть специальная химия. Многие используют отбеливатель белизна - на сутки помещаем рамку в раствор белизны. Как правило все отходит нормально.

В общем если набить руку - получается весьма недурственные панели. Конечно огрехи есть - профи конечно скажут что хуже некуда, но имхо для diy вполне. Главное изготовить хороший трафарет. Напоследок несколько фото отпечатка панели для Pultec EQ:

Здесь видно что фотоформа была не качественная - тонер неплотно покрывал пленку - и часть трафарета засветилась. В результате получили трафарет нечеткий.

Ещё пара картинок (прибор в сборе).

В общем конечно грязное дело - но набить руку реально. И добиться хоршего качества. А факт самостоятельности и возможности изготовить любую панель - не может не радовать.

Надеюсь кому-то опыт будет полезен.


(18 Голоса)

Трафаретная печать – универсальный и недорогой способ печати с использованием готового шелкового трафарета. Если же ваш клиент хочет получить универсальный дизайн или просто вы сами хотите дать волю своим творческим способностям, можно попробовать самостоятельно изготовить трафарет для шелкографии. Хотя для изготовления трафарета вам может понадобиться такой специализированный инвентарь, как режущий плоттер для винила или фотоэмульсия для шелкографии, трафарет также можно вырезать и просто вручную. При наличии достаточного практического опыта как начинающие, так уже и достаточно профессиональные умельцы, могут без особого труда изготавливать трафареты из подходящих материалов.

Шаги

Изготовление трафарета вручную

    Нарисуйте или перенесите контуры рисунка на майларовую пленку или винил. После выбора подходящего дизайна перенесите соответствующее изображение на выбранный материал для изготовления шаблона. Воспользуйтесь для этого маркером с тонким стержнем, чтобы ваш узор было хорошо видно. Закрепите пленку или винил малярным скотчем, чтобы более точно нанести контуры рисунка.

    Прикрепите майларовую пленку или винил к твердому прозрачному пластику (такому, как ацетат). Это необходимый подготовительный шаг к вырезанию шаблона. Опять же, воспользуйтесь малярным скотчем, чтобы закрепить дизайн на своем месте. Расположите майларовую пленку или винил таким образом, чтобы пластик выступал за края дизайна минимум на 2,5 см.

    Вырежьте трафарет острым ножом. По аналогии с применением режущего плоттера для винила, создание трафарета вручную требует точной резки. Острым хозяйственным ножом удалите все участки майларовой пленки или винила, которые не должны мешать нанесению рисунка. Будьте очень осторожны при создании сложных дизайнов, чтобы случайно не удалить не те участки рисунка.

    • В тех местах, которые вы удалите, краска будет соприкасаться с тканью в момент печати дизайна. Помните об этом, когда будете вырезать трафарет.
    • Для облегчения работы вращайте трафарет, когда вырезаете его.
  1. Закрепите трафарет на экране для шелкографии. Равномерно нанесите трансферную пленку на тыльную сторону трафарета. Когда будете готовы, удалите подложку пленки и как можно ровнее наклейте трафарет на шелковый экран для трафаретной печати. Трафарет нужно накладывать с тыльной стороны шелкового экрана, чтобы узор не пострадал, когда будет проходить через печатный пресс.

    Загрузите файл в режущий плоттер для винила. Когда вы экспортируете свой файл в плоттер, шаблон трафарета будет готов к распечатке. Плоттер своим ножом обведет контуры рисунка и создаст для вас виниловый трафарет. В зависимости от сложности дизайна весь процесс может занять от нескольких минут до часа.

    • Плоттер прорежет контуры вашего рисунка, но не полностью. Потом вам придется самостоятельно вырезать ножом все лишние участки.
  2. Обрежьте лишние участки винилового трафарета. Острым ножом или другим специальным инструментом удалите лишние участки винила. Толщина используемого ножа зависит от сложности трафарета: чем сложнее узор, тем тоньше нож, который для этого требуется.

    • Помните, что вы изготавливаете "негатив" своего узора. Чернила пресса для трафаретной печати отпечатаются там, где отсутствуют участки винила.
  3. Создайте виниловую рамку для шелкового экрана. Отрежьте кусок винила соответствующий размеру вашего экрана для шелкографии, который станет рамкой трафарета. Острым ножом вырежьте из его середины достаточно большой прямоугольник, чтобы в него мог вместиться ваш трафарет. Наложите подготовленную рамку на сетчатый экран и закрепите малярным скотчем.

    • Расположите материалы в следующем порядке: сетчатый экран снизу, рамка по центру и трафарет сверху.
    • Убедитесь в том, что изображение трафарета полностью входит в прямоугольное отверстие рамки, прежде чем удалять подложку с трансферной пленки.
  4. Воспользуйтесь трансферной пленкой, чтобы закрепить трафарет. Максимально ровно прилепите трансферную пленку к тыльной стороне трафарета. Когда будете готовы перенести трафарет на экран для шелкографии, снимите подложку с трансферной пленки и закрепите трафарет в ранее вырезанной прямоугольной прорези. Уверенными движениями рук разгладьте трафарет, чтобы под ним не осталось воздушных пузырей.

Применение фотоэмульсии для шелкографии

    Покройте сетчатый экран для шелкографии фотоэмульсией. Фотоэмульсия представляет собой гелеподобное вещество с чувствительностью к свету. При нанесении на такие ткани, как шелк, она способна воспринимать изображения с фотобумаги и тем самым создавать трафареты. Нанесите тонкий слой эмульсии на обе стороны экрана, оставив вокруг границу около 2,5 см.

    • Покрывайте эмульсией экран для шелкографии в комнате с минимальным количеством света (либо в совсем темной комнате). Если у вас есть специальный светонепроницаемый ящик, он должен быть у вас под рукой в момент нанесения эмульсии.
  1. Поместите экран в темную комнату или в светонепроницаемый ящик. После того как покроете экран гелем, необходимо дать ему высохнуть при отсутствии освещения. Немедленно поместите его в темную комнату или в светонепроницаемый ящик, где ультрафиолет не сможет коснуться экрана. Процесс сушки займет 3–5 дней, в зависимости от размеров экрана для шелкографии.

    • Не вынимайте экран из темноты раньше 2–3 дней, так как доступ света к сырому гелю испортит его. Обратитесь к инструкции на упаковке с фотоэмульсией, чтобы узнать точное время ее высыхания.
    • Экраны для шелкографии сохнут быстрее летом, чем осенью, так как фотоэмульсионный гель лучше реагирует на тепло.
  2. Распечатайте дизайн трафарета на прозрачной пленке. После высыхания экрана необходимо распечатать дизайн будущего трафарета на прозрачной пленке для печати. Большинство принтеров совместимы с прозрачными пленками, но вам может потребоваться выставить на принтере соответствующие настройки. Обратитесь к руководству пользователя вашего принтера, чтобы получить конкретные указания.

Техника шелкографии пришла в графику в 20 веке из китайской и японской печати на тканях. Развиваться это искусство в советских странах начало с 1930-х годов. Шелкография отличается яркостью и декоративной красочностью колорита, позволяет получать рельефные изображения, качественную художественную трафаретную печать.

Мы решили представить технику шелкографии в условиях hand-made. Кому-нибудь это точно будет интересно. Если что-то будет непонятно, задавайте вопросы.

Итак:

ПОДГОТОВКА

Вам потребуется:

1) Сетка (специальный шелк), размер 40-50 см (цена - ориентировочно 12-15 у.е. за погонный метр). Это - редкая сетка, для среднего качества рисунков. Рисунки высокого разрешения (например, фотографии) получаются только на шелке 80 единиц и выше (цена - ориентировочно 20-25 у.е. за 1 пог. метр)

2) Рамки деревянные, лучший размер - 40х50, 40х60 см, желательно с очень выровненными углами (оттого, плоско ли будет натянута сетка, зависит качество трафарета и рисунка), желательно из твердого дерева, которое не будет крутиться от постоянного смачивания водой

3) Cветочувствительная эмульсия (цена ориентировочно 25-45 у.е.)

Существует множество фирм и марок, производящих продукцию для типографий; я пользуюсь последнее время продукцией английской фирмы "Autotype", эмульсия называется Autotype 6000. Вообще они бывают 4 типов, в зависимости от сетки, краски и материала, на котором печатается рисунок, а также оборудования, на котором все делается. Самая удобная в домашних условиях именно фиолетовая эмульсия, которая засвечивается под лампой 500 Вт от 15 до 20 минут.

Autotype 6000 - как раз такого типа. Эмульсии как правило поставляются отдельно с катализатором химической реакции, который нужно замешать в нее непосрдественно перед началом работы. Тут имеется секрет: активизированная катализатором эмульсия портится со временем (в течение примерно полугода), поэтому лучше всего активизировать ее непосредственно перед большим куском работы.

Эмульсия поставляется в объемах не меньше 1 литра (примерно на 50-70 среднего размера трафаретов), поэтому имеет смысл делить ее на части при работе, и активизировать только 1 часть, потом еще одну и т.д. Существуют и безкатализаторные эмульсии, срок годности которых до 2 лет в домашних условиях, но они, как правило в два раза дороже.

Эмульсию нужно хранить в холодном и темном месте (нижний ящик холодильника как раз подойдет) все время, пока вы ей не пользуетесь. Это продлевает срок ее годности.

4) Лампа 500 Вт, с зеркальными отражателями в корпусе (те, что подсвечивают бигборды как раз подойдут), с вилкой на 220 В, разумеется:)

5) Cтекло размером чуть больше самой большой вашей рамки, желательно высокого качества, без непрозрачных полос, толщина 5-8 мм

6) Красная лампа

7) Рисунок на кальке (или промасленной бумаге), хорошего качества, очень черный - это важно!

ПЕЧАТЬ

1) Краска (цена 10 - 25 у.е.)

Для печати по ткани с помощью трафаретов, сделанных методом шелкографии (или просто сеток) есть множество красок, но они все отличаются по своим свойствам, последующей обработке и цене. Некоторые краски просто невозможно использовать в домашних условиях,потому, что, например, для закрепления рисунка вам потребуется специальная очень дорогая инфракрасная обработка, иначе этот рисунок никак не закрепить. Поэтому рекомендую для начала краски для шелкографии на водной основе, типа Манукян, Аргон (они не требуют никакой обработки после печати, легко смываются и быстро высыхают, почему сетку после работы с такой краской нужно мыть после 5-10 прогонов, причем очень тщательно, иначе трафарет забьется краской и испортится).

Потом можно использовать и пластизолевые краски, дающие очень качественные и прочные отпечатки, допускающие печать больше 100 экземпляров за 1 раз, смывающиеся только растворителями, но требующие последующей тепловой обработки (можно утюгом), температура и продолжительность зависят от каждого конкретного вида краски (цена зависит от производителя и цветности краски, белая и черная как правило самые дешевые у каждого производителя, цветные - подороже). Можно также использовать акриловые краски, они легки в употреблении,правда дают неяркий и не очень прочный отпечаток, и также обрабатываются температурой в течении 5 минут после нанесения на ткань. Такой акрил должен быть в пасте (потому что жидкий, в большинстве своем представленный на нашем рынке, будет растекаться по трафарету, он подходит только для рисования рукой). Его можно было купить в Польше в любом магазине с арт-принадлежностями. Есть ли в Беларуси аналоги неизвестно, в магазинах "Все для художника" ничего подобного нет. Цена в Польше - 8-10 у.е. за 1 кг

2) Ракель - специальная толстая и эластичная резинка, с помощью которой наносится краска (также продается вместе с материалами для типографий). Цена - 10-12 у.е. за 1 пог. метр, вам потребуется около 30 см. Ракель лучше прибить к деревянной ручке, удобнее будет работать, вполне возможно, что они продаются в готовом виде тоже

3) Материал или майка

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТРАФАРЕТА

Трафарет изготавливается в темной комнате при свете красной лампы. Сетку (шелк) нужно натянуть на рамку, сильно оттягивая от центров к углам. Сетка должна быть натянута очень сильно, так, чтобы нельзя было продавить пальцем. сетку можно закрепить на деревянной рамке степлером или кнопками. В темной комнате (обязательно отсутствие прямого света), при свете красной лампы на рамку с сеткой наносится предварительно активированная эмульсия. Нанести нужно с обоих сторон сетки.

Лучший инструмент для нанесения эмульсии - крышка от кассеткой коробки, которой эмульсию можно просто зачерпывать из банки.

Важно! нужно стараться, чтобы эмульсия была равномерно распределена тонким слоем, покрывала всю рабочую поверхность сита (до внутренних сторон деревянной рамки) без пробелов и дырок с обеих сторон. Лишнюю эмульсию нужно снять, затем эмульсию на сетке нужно просушить с помощью фена с обоих сторон.

Под рамку положить что-нибудь черное (майку или кусок материала), затем уложить ее стороной с сеткой вверх, на нее положить рисунок (на кальке или промасленной бумаге), рисунок прижать стеклом. На расстоянии 45-50 см над сеткой закрепляется 500-ваттная лампа (лучше всего подготовить все заранее). Лампа включается на 16-20 минут - трафарет засвечивается. Эмульсия Autotype 6000 засвечивается за 16-19 минут. Каждую новую эмульсию лучше всего предварительно попробовать засветить, засечь точное время. По истечении времени засвечивания трафарет нужно быстро промыть душем, с сильным напором воды, желательно холодной, можно слегка теплой до полного проявления рисунка на сетке.

Трафарет готов, но печатать им лучше всего на следующий день (эмульсию еще можно нарушить, могут образоваться дырочки и неровности на рисунке), тогда он полностью закрепляется.

ПЕЧАТЬ

Трафарет кладется на материал сеткой вниз. Краску накладывают на трафарет по всей ширине рисунка с запасом (здесь краски не жалейте, лишнюю можно снять потом). Трафарет нужно прижать к рабочему столу как можно сильнее (в идеале печатать лучше вдвоем: один держит рамку, второй возится с краской). Ракелем резким и сильным движеним краска протягивается через весь рисунок так, чтобы равномерно и толстым слоем ее проложить в область рисунка. Когда краска распределена на всю область рисунка, обратной стороной ракеля (она без краски) нужно с нажимом провести назад, чтобы убрать излишки краски. Потом рамка аккуратно поднимается, материал откладывается в сторону для просушки.

Чтобы научиться ровно печатать, потребуется какое-то время, поэтому не нервничайте, если не получится сразу.

Печатать можно сразу большие тиражи (если краска не будет сильно забивать рисунок). Последующая обработка материала с рисунком - в зависимости от типа краски. Вне зависимости от типа краски советую сразу же после окончания печати тщательно промыть рамку с сеткой (если краска останется в сетке, в последующем рисунок может пропечатываться хуже, а если она там затвердеет, то саму рамку можно потом выбросить). Рамку с сеткой можно использовать несколько раз.

Эмульсия смывается специальной смывкой (цена 12-15 у.е. за 1 л.), и если сама сетка осталась в полном порядке (нет разрывов, оставшейся краски и т.д.) на этой сетке вы можете сделать новый трафарет.

Вот вроде и все! Удачи!

текст подготовила Sazska la Contra

Для этого нам понадобится:
Желатин где-то 2 куб.см. Бихромат аммония (NH4)2Cr2O7 в простонародье "хромпик" Ярко оранжевый порошок. Раньше можно было найти в фотосалонах, или школах в хим. кабинете. Еще нужна вода. Желатин в гранулах, берем что покрупнее и потемнее, кладем в стеклянный 200 гр.стакан и наливаем холодной воды, наполовину. Теперь оставим стакан в покое на пару часов. Желатин за это время должен разбухнуть.
А в это время приготовим "соус": "Хромпик" растворим в стакане с водой (50 гр.) до получения насыщенного раствора. Следующий этап: нужно полностью растворить желатин в воде. Для этого мы сделаем водяную баню. В кастрюлю нальем воду, и поместим в нее же стакан с нашим желатином. И начнем подогревать все время помешивая. Желатин растворяется и у нас получается густой кисель. Теперь полученное варево и наш ярко оранжевый "соус" необходимо тщательно перемешать. Только делать это нужно уже в темном помещении при красной лампе (наше зелье чувствительно к свету).
Готовую эмульсию хранить в темноте не более недели. А лучше использовать сразу.
Наносим зелье на рамку, как и обычную эмульсию - ракель кюветой. Только в темноте при красной лампе. Процесс засветки такой же.
Например, время засветки для галогенновой лампы мощностью в 1 Квт будет 3 минуты. Расстояние от лампы до рамки 45 см.
Вымывается матрица слабо теплой водой.
После печати, чтобы смыть ненужную матрицу и отчистить сито для следующей применяют раствор каустической соды.

"навороченный" рецепт,
эмульсия может хранится более долгое время
Желатин 50 г.
Бихромат аммония (NH4)2CR2O7 в простонародье "хромпик" 6 г.
Амиак 10% 20мл
Лимонная кислота 3 г.
Вода 80-100 г.
Для увеличения срока службы желатиновой матрицы, можно ее задубить водным раствором формалина.
Для начинающих можно в рекомендациях добавить, что матрицы должны сохнуть естественным образом. Принудительная сушка недопустима, особенно когда несколько цветов (может перекосить изображение так, что потом не удастся добиться совмещения)
Для увеличения срока годности желатиновой эмульсии можно добавить спирт примерно грамм 30-50 на литр воды (кол-во воды при замачивании желатина уменьшить).
Спирт также разбивает пузырьки воздуха которые иногда образуются в эмульсии.
Эмульсия во влажном состоянии довольно хорошо переносит свет, поэтому можно работы по нанесению эмульсии, ее приготовлению и прочих делах производить при нормальном освещении, после сушки только при спец. освещении.
Следует помнить, что не полностью вымытый хромпик при проявке матрицы может значительно снизить срок ее службы, наблюдается эффект растрескивания эмульсии (земля в пустыне), то есть при полностью вымытом хромпике эмульсия более эластичная.
При работе с мелкими деталями мы добавляли в эмульсию немного цинковых белил, это делало эмульсию менее прозрачной, что позволяло более качественно вести визуальный контроль промывки матрицы.
Эмульсию можно наносить ракель-кюветой, а можно и одежной щеткой из натуральной щетины, наноситься в три захода (наружный, внутренний, наружный) каждый раз полностью высушивается.
После нанесения эмульсии щетку нужно тщательно отмыть, а то задубиться от света и станет "колом".